ЕФРЕМ СИРИН - Страница 36

С XVI в. в русских Типиконах 28 января отмечалось знаком «3 красные точки в полукруге», однако в первопечатном издании (М., 1610 г.) цвет знака был исправлен на чёрный, что сохраняется и в современных изданиях богослужебных книг. В изданиях русского Типикона 1610 и 1641 гг., а также в некоторых рукописях конца XVI – начала XVII в. приводится второй тропарь Ефрема Сирина восьмого гласа «Из уст твоих светозарная струя». Последование Ефрема Сирина, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает в себя: отпустительный тропарь плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа «Слёз твоих теченьми»; кондак второго гласа на подобен «Вышних ища» с икосом; канон, составленный гимнографом Феофаном, плагального второго (т.е. шестого) гласа, с акростихом, ирмос; цикл стихир-подобнов; три самогласна; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Ефрему Сирину, не вошедшие в современные издания богослужебных книг: анонимный канон второго гласа, без акростиха, ирмос, начало: «Монахов, придите, множества»; кондак второго гласа «Избрания получивший» с икосом; дополнительные икосы. Изображения Ефрема Сирина были широко распространены в византийском, балканском и древнерусском искусстве. Особенности его внешнего облика определились достаточно рано; в наиболее древних из сохранившихся памятников Ефрем Сирин предстаёт седовласым старцем с большими залысинами на лбу, впалыми щеками, с короткой, редкой, раздвоенной бородой, оставляющей открытым подбородок. В «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) в разделе «Преподобные отцы наши отшельники» он описан как «старец с редкой бородою, в куколе, говорит: дерзновение, со смехом смешанное, легко ниспровергает души». В раннее время Ефрем Сирин преимущественно изображался в монашеской мантии с непокрытой головой: в западной части наоса кафоликона монастыря Осиос Лукас, Греция (1030 гг.); в нартексе кафоликона Неа-Мони на Хиосе (1049–1055 гг.); в церкви Успения монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 гг.); в церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348 г.), впоследствии утвердился тип изображения с куколем на голове. В левой руке Ефрем Сирин нередко держит свиток, правая – в жесте благословения. Иногда вместо свитка в его в руках книга, например, один из ранних известных образов Ефрема Сирина, представленный на створке триптиха с изображениями апостола Фаддея, преподобных Павла Фивейского и Антония Великого, царя Авгаря, Василия Великого (середина X в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). В росписи церкви Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/1106 г.) Ефрем Сирин изображён с крестом в руке. В куколе, со свитком и с посохом он изображён в пареклиссионе св. Архангелов собора монастыря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе), Греция (1634 г.).

 



 
PR-CY.ru