ЕФРЕМ СИРИН - Страница 32

Ефрем Сирин призывает возрадоваться сошествию «огня милости, пожирающего грехи наши и очищающего и освящающего тела наши». Таким образом, огонь божества – это испытание, для описания которого Ефрем Сирин использует образ очищения металла в горне, когда чужеродные примеси сгорают, а металл после состояния раскалённости выходит очищенным. Нередко используемые им образы взяты из повседневной жизни. Метафорическое употребление глаголов «надевать» и «снимать» (надевать и снимать одежду) есть уже в Библии, однако оно было существенно развито сирийскими писателями, в том числе Ефремом Сирином. Использование этих образов Ефремом Сирином прослеживается в описании им всей истории спасения. Невидимый, неприступный, непостижимый Творец «облекается» в сотворённую Им природу, чтобы стать доступным творению. Этот образ соединяется у Ефрема Сирина с образом огня. Огонь вошёл в чрево Марии, говорит он, надел тело и изошёл. Сирийскому языку присуща лёгкость перехода от индивидуального к собирательному значению, что проявляется и в богословских построениях Ефрема Сирина, в особенности в его понимании Адама, где он следует учению апостола Павла о Христе как о последнем Адаме (1 Кор. 15:45). Применительно к восприятию человечества в Боговоплощении Ефрем Сирин говорит, что Христос «облёкся в Адама». Он восхваляет Невидимого, облёкшего Себя в видимый человеческий облик и таким образом привлекающего к Себе грешников. В этом Ефрем Сирин видит сотериологические антитезы: открывая Себя, Бог открывает сокровенные желания людей; приняв на Себя тело, Он становится подверженным смерти; приняв смерть тела, Он неприступной силой избавляет смертных от смерти. Смирение Сына и Его «облечение» в страдания – это призыв к смирению и принятию страданий, чтобы сокрытая слава Сына стала «облечением» для претерпевших верных. При сотворении Адам и Ева (т.е. человечество) были облечены в одеяние славы (или света), однако они лишились его в грехопадении. После этого цель Бога по отношению к человечеству состояла в том, чтобы снова облечь его в это одеяние славы, и таким образом в процессе Самооткровения Божественное Слово «надевает на себя человеческие свойства» (букв. имена) в Ветхом Завете и затем, в воплощении Оно «облекается телом». Ефрем Сирин неоднократно подчёркивает, что это снисхождение Бога не должно быть истолковано превратно, путём буквального понимания таких выражений. Столь же многогранным является используемый им образ «вселения» Бога в человечество или «обитания» в нём. Ефрем Сирин восхваляет Обитавшего во чреве и Образовавшего в нём Себе совершенный храм, чтобы обитать в нём, престол, чтобы восседать на нём, одеяние, чтобы им украситься, и оружие, чтобы победить им. Ефрем Сирин призывает стремиться к непорочности, чтобы стать обиталищем Бога; во чреве, говорит он, Святой пребывал телесно, в душе Он пребывает духовно. Антитеза первого и последнего Адамов (ср.: 1 Кор. 15:45), т.е. сотворённого человека и Христа, имеет в богословии Ефрема Сирина параллель в виде противопоставления Евы и Девы Марии. Он подчёркивает мудрость ответов Девы Марии архангелу Гавриилу при Благовещении в противопоставлении их неразумным ответам Евы змею.

 



 
PR-CY.ru