ЕФРЕМ СИРИН - Страница 35

Внутри торжествующего христианского царства Ефрем Сирин также видит антитезу: жёсткости царской власти и законов он противопоставляет умягчающее сердца и сострадающее священство. Он продолжает ход мысли также с использованием антитезы: священство умягчает сердца, но утверждает веру, противостоя лжеучению. Полной противоположностью твёрдости в вере является язычество, и его возрождение, по мысли Ефрема Сирина, ведёт к разрушению царства и вселенскому хаосу. Поэтому подъём язычества и антихристианская направленность деятельности императора Юлиана Отступника обличается Ефремом Сирином в эсхатологических образах. Его мысль отвергает намеренную систематизацию, и даже систематическое изложение его богословия несёт в себе опасность придания ей несвойственных форм. В одном и том же произведении Ефрем Сирин может касаться разнообразных тем, и их глубокая взаимосвязанность становится всё более очевидной по мере осознания читающим своеобразия его богословского языка. Его целью можно считать создание образов и связей между ними, лишь указывающих на реальность, описание которой лежит за пределами способностей человеческого языка и мысли. Основной датой памяти Ефрема Сирина в источниках, связанных с иерусалимским богослужением, является 1 февраля. В древнем иерусалимском Лекционарии VII–VIII вв., сохранившемся в грузинском переводе, память Ефрема Сирина отмечается с памятью пророка Анны, приводятся стихи из Пс. 114, чтения – Апостол Рим. 10:12–20, Евангелие Мф. 12:38–42. Последование Ефрема Сирина 1 февраля встречается в грузинских Минеях более позднего времени. В Типиконе Великой церкви IX–XI вв. память Ефрема Сирина отмечается 28 января; последование Ефрема Сирина включает тропарь первого гласа Покаяния основание, прочее последование берётся с 20 января (прокимен из Пс. 63, Апостол 2 Кор. 4:6–10, аллилуиарий со стихом из Пс. 91, Евангелие Мф. 11:27–30, причастен Пс. 111:6b). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, 28 января в честь Ефрема Сирина исполняется самогласен на стиховне вечерни; других богослужебных особенностей не отмечено. Согласно Евергетидскому Типикону второй половины XI в., последование Ефрема Сирина включает отпустительный тропарь «Слёз твоих теченьми», утреня совершается с пением «Бог Господь», канон Ефрема Сирина поётся на шесть. В честь Ефрема Сирина поются, кроме обязательного цикла стихир на «Господи, воззвах», ещё две стихиры (на стиховне вечерни и утрени). На литургии указаны прокимен из Пс. 149, аллилуиарий со стихом из Псю. 111, причастен Пс. 111:6b; чтения – только дня. В Мессианском Типиконе 1131 г. в день памяти Ефрема Сирина также назначается служба с «Бог Господь»; последование Ефрема Сирина по составу в целом совпадает с приведённым в Евергетидском Типиконе. Согласно различным редакциям Иерусалимского устава, в день памяти Ефрема Сирина предполагается совершение службы с «Бог Господь», стихиры и канон Ефрема Сирина поются на шесть, указываются три самогласна. На литургии назначается общая служба преподобным (прокимен со стихом из Пс. 115, Апостол Гал. 5:22 – 6:2, аллилуиарий со стихом из Пс. 111, Мф. 11:27–30, причастен Пс. 111:6b).

 



 
PR-CY.ru