Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ II Вяжищкий - Страница 4

ЕВФИМИЙ II Вяжищкий - Страница 4

Ко времени Евфимия II относятся старшие списки «Слова о Знамении»: в пергаменной Минее праздничной второй четверти XV в. (Российская национальная библиотека; существующее в литературе мнение о составном характере кодекса и о датировке этой его части XIV в. исследователи считают ошибочным) и в пергаменном Прологе, переписанном в Русе (ныне Старая Русса) в 1431–1434 гг. К 1438 г. (дата ноябрьской Минеи служебной – Российская национальная библиотека) сербский книжник Пахомий Логофет, приглашённый Евфимием II в Новгород во второй половине 1430 гг., написал службу на этот праздник. Историки искусства связывают со временем Евфимия II складывание иконографии «Чудо Богоматери Знамение» («Битва суздальцев с новгородцами»): серединой XV в. датируется старшая икона, хранящаяся в Третьяковской галерее. По поручению Евфимия II Пахомий Логофет создал также третью редакцию Жития Варлаама Хутынского, похвальное Слово ему и службу. В 1439/1440 г., согласно позднейшей распространённой редакции Жития преподобного Варлаама, Евфимий II освидетельствовал нетленные мощи преподобного. В первой редакции Жития Евфросина Псковского сообщается, что преподобный обратился к Евфимию II с просьбой разрешить спор о том, дважды или трижды произносить «аллилуия» в конечном славословии. В Житии Евфросина Евфимий II охарактеризован как иерарх «свят житием и препрост обычай имый, книжной премудрости, купно же тако и к законному рассуждению неглублен искус учительства имый». В силу своей «простоты» святитель отказывается высказать своё мнение и целиком полагается в этом вопросе на преподобного Евфросина. Противоречие содержащейся в Житии характеристики Евфимия II тому, что известно о его деятельности, заставляет исследователей усомниться в полной достоверности приведённого в Житии послания святителя. При Евфимии II в богослужении Новгородской епархии утвердился Иерусалимский устав. В 1438–1443 гг. по заказу архиепископа для Софийского собора был исполнен комплект пергаменных служебных Миней (из них восемь сохранились). С распространением Иерусалимского устава в Великом Новгороде при Евфимии II связано появление нового (южнославянского) перевода Триодей, сопровождающегося синаксарями, и Октоиха. Сохранились части двух комплектов таких Триодей, написанных на бумаге по заказу Евфимия II на рубеже 1430 и 1440 гг. (Российская государственная библиотека) и в середине 1450 гг. (Исторический музей, Российская национальная библиотека), и пергаменный Октоих, переписанный в 1436 г. (Исторический музей). Для торжественного богослужения в Софийском соборе, как полагают исследователи, по заказу Евфимия II, было создано роскошное напрестольное Евангелие на пергамене (Исторический музей). По мнению исследователей, под влиянием митрополичьего богослужения для новгородского Софийского собора был составлен Служебник в форме свитка (Российская национальная библиотека), написанный на великолепном привозном пергамене новым литургическим полууставом с последовательно выдержанной среднеболгарской орфографией. Это – единственный сохранившийся в оригинале древний образец русского литургического свитка.

 



 
PR-CY.ru