ЕВФИМИЙ II Вяжицкий - Страница 10

Сочетание золотых и серебряных, красных и синих нитей придаёт изображению праздничную торжественность. Крупная фигура заполняет весь средник, чем создаётся ощущение монументальности изображения. Подобные иконографические черты воспроизведены в резной фигуре Евфимия II, украшавшей крышку его деревянной раки (первая половина XVI в., Русский музей), на которой сохранились темперная роспись и фрагменты золочения. Почитание Евфимия II в Вяжищском монастыре как донатора, строителя и св. покровителя братии имело различные аспекты и выразилось в создании разных по иконографии изображений с использованием традиции ктиторского портрета: например, он был представлен фронтально, с Никольским собором 1438 г. на утраченной иконе XVI в. (?). На иконе конца XVIII – начала XIX в. (Новгородский музей) святой изображён вполоборота вправо на фоне построек Вяжищского монастыря – Никольского собора, трапезной церкви апостола Иоанна Богослова и колокольни; надпись: «Стый Еvфимiи архiепи(с). Но(в)». С середины XVI в. получили распространение образы Евфимия II, совершающего проскинесис, т.е. в молитвенном поклонении припадающего к стопам Иисуса Христа, восседающего на престоле. Как полагают исследователи, изображения Евфимия II на этих иконах-пядницах могли воспроизводить в уменьшенном виде прижизненный ктиторский портрет, возможно, надгробную икону Евфимия II в Вяжищском монастыре. Подобные композиции характерны для пядничных икон, копирующих чтимые в Великом Новгороде образы Спасителя. Это икона из ризницы Соловецкого монастыря второй половины XVI в. (музеи Московского Кремля), на которой в образе Спаса на престоле воспроизведена композиция одной из древнейших икон новгородского Софийского собора «Спас Златая Риза» середины XI в. (музеи Московского Кремля) или её не менее почитаемого списка конца XIV – XV в. – иконы «Спас на престоле, с припадающим преподобным Варлаамом Хутынским» (музеи Московского Кремля). Евфимий II изображён слева, подпись («о аг Еуфiмие архiепископ Новгороцки») располагается под стопами Спасителя, что соответствует древней традиции расположения молитвенных и вкладных надписей. На нём белый клобук, полиставрион, омофор, епитрахиль и узорчатый подризник зеленоватого оттенка. Другой пример – икона третьей четверти XVI в. из суздальского Покровского монастыря (Владимиро-Суздальский музей), на которой Спаситель на престоле изображён в соответствии с изводом иконы «Спас святителя Моисея, архиепископа Новгородского», как он известен по двум иконам: 1337 г. (с поздней живописью) из Благовещенского собора Московского Кремля (музеи Московского Кремля) и 1362 г. из придела Рождества Богородицы Софийского собора в Великом Новгороде. Евфимий II изображён справа, протягивающим руки к стопам Иисуса Христа, облачён в белый клобук с золотыми воскрилиями, крещатые ризы с крупными чёрными прямоугольными крестами, омофор, золотую епитрахиль и зелёный узорчатый подризник. Фигура отмечена сканым венчиком с эмалью, пояснительная надпись, очевидно, скрыта под окладом.

 



 
PR-CY.ru