Словарь по христианству Е ЕВФИМИЙ II Вяжищкий - Страница 9

ЕВФИМИЙ II Вяжищкий - Страница 9

В Уставе церковных обрядов московского Успенского собора (около 1634 г.) говорится: «(Марта) в 11 день: Еуфимия, архиепископа Новгородскаго; благовест в лебедь, трезвон середней». Имя Евфимия II включено в Собор Новгородских святых, празднование которому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учреждён около 1831 г.). Он упоминается во многих иконописных подлинниках последней четверти XVII в., где его внешность сравнивается с обликом Иоанна Милостивого, Иоанникия Великого: «Сед, брада Иоанна Милостиваго, испод вохра з белилом»); «В клобуке, сед, брада Аникиа Великого»; «Сед, в клобуке белом, ризы святительския». В рукописях XVIII в. более распространено его уподобление апостолу Иоанну Богослову: «Подобием сед, брада аки Иоанна Богослова, подоле повилась, на главе клобук бел, риза святительская, омофор и Евангелие». Описание иконографии Евфимия II приводится под 11 марта, 9 ноября, 15 или 16 октября. Прямоличный образ Евфимия II с комментарием («сед, ри(за) камка голуба, верх кресты») был включён в число рисунков Строгановского лицевого подлинника (не сохранились). В пособии для иконописцев 1910 г. Виктора Доримедонтовича Фартусова указано, что он «типа русскаго, глубокий старец, сед, с большою, седою, густою и курчеватою бородой; на голове белый клобук, фелонь крещатая и омофор. Можно писать ему хартию, по житию: Емуже дано будет много, много взыщется от него. Или: Се аз и дети, яже ми дал еси». Наиболее ранние известные изображения Евфимия II относятся к первой половине – середине XVI в. на хоругви из Вяжищского монастыря с композицией «Чудо великомученика Георгия о змие» (начало XVI в.), на оборотной стороне представлены Евфимий II («ОАГИОС архиепископ еуθимï новгоротцкий»), Николай Чудотворец и апостол Иоанн Богослов. Личное шитьё сохранилось плохо, но различима заострённая к концу борода Евфимия II. На нём белый клобук с золотыми воскрилиями, омофор, крещатые ризы, палица, зелёный подризник; правой рукой он благословляет, в левой покровенной, с перекинутым омофором – Евангелие. Выбор святых, с которыми соседствует фигура Евфимия II, подчёркивает местное почитание святителя в монастыре, где он был погребён: во имя этих чудотворцев были освящены престолы церквей, возведённых при Евфимии II. Кроме того, он был крещён с именем Иоанн, и апостол Иоанн Богослов являлся одним из его небесных покровителей. Наталия Андреевна Маясова связывает исполнение хоругви с мастерской новгородской боярыни Анастасии Овиновой, «переведённой» вместе со многими знатными семьями в Москву после 1478 г. Первые датированные произведения с образом Евфимия II появились с началом его общерусского почитания после Собора 1549 г. В этом году был создан покров на раку Евфимия II «повелением игумена Порфирия яже о Христе с братиею», согласно вышитому летописцу. На синем шёлковом фоне Евфимий II изображён в одеянии Новгородского архиепископа: белом клобуке с золотым шитьём на концах воскрилий, полиставрии с крестами, вписанными в круги, омофоре, епитрахили, в подризнике. Святитель благословляет десницей, в левой руке держит Евангелие, у него широкая, сужающаяся и слегка раздвоенная на конце борода.

 



 
PR-CY.ru