ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН - Страница 4

По сравнению с описанным в текстах первоначальной студийской традиции оно имеет ряд особенностей, позволяющих исследователям отнести евергетидский Синаксарь к самостоятельной (малоазийской) редакции Студийского устава. Эти особенности, в первую очередь, касаются системы круга суточных служб в целом, а также состава воскресной и праздничной утрени. Важным отличием евергетидского круга суточных служб от студийского было наличие паннихис, особой службы в начале ночи. Эта служба включала начальные молитвословия, Пс. 50, один или несколько гимнографических канонов с небольшими песнопениями и, как полагают исследователи, ектениями после третьей и шестой песней и ектенией в конце. Обычно паннихис совершалась сразу после вечерни; за ней следовали вечеря (вечерняя трапеза) и повечерие (Евергетидский Типикон описывает его начинающимся с шестопсалмия – иными словами, оно соответствует позднейшему великому повечерию, но в некоторые дни Евергетидский Типикон предписывает начинать повечерие с Пс. 90, т.е. примерно с середины; аналогичная практика зафиксирована и в других студийских памятниках). Однако в будние дни многодневных постов с пением «Аллилуия» на утрене, когда трапеза поставлялась лишь вечером, однажды в сутки, эта трапеза следовала за вечерней, а канон паннихис включался в состав повечерия. Наконец, накануне праздников паннихис открывала всенощное бдение характерного только для Евергетидского Типикона и родственных памятников состава, тогда как вечерня, вечеря и повечерие имели место в обычное время. Накануне праздников и дней почитаемых святых на паннихис пелись специально предназначенные для этих дней каноны; вечером по пятницам – заупокойные каноны текущего гласа; в будние дни (как правило) – покаянные каноны текущего гласа; для паннихис воскресных дней Евергетидский Типикон указывает три канона, но сообщает о содержании лишь двух из них – покаянного и Божьей Матери; после шестой песни канона паннихис в большинстве случаев исполняется богородичен «Предстательство христиан». В литературе паннихис Евергетидского Типикона обычно считается производной от известной из памятников константинопольского кафедрального обряда одноимённой службы, однако, по мнению исследователей, состав евергетидской и кафедральной паннихис не имеют между собой почти ничего общего. Гораздо вероятнее, по их мнению, происхождение евергетидской паннихис из малоазийской литургической традиции – служба с тем же названием упоминается в жизнеописаниях малоазийских святых (например, в написанном около 640 – 641 гг. Житии Феодора Сикеота). Исследователи также отмечают, что порядок евергетидской паннихис в целом близок к порядку помещаемых в позднейших православных богослужебных книгах (включая современные печатные издания) последований общего молебна и панихиды. Следующей отличительной чертой Евергетидского Типикона (как уже было отмечено) является практика совершения всенощных бдений особого состава, включающих паннихис, великое чтение, утреню и первый час (в позднейшей богослужебной практике православной церкви подобная служба сохранилась в пасхальную ночь – евергетидской паннихис здесь соответствует так называемая пасхальная полунощница, но чтение совершается до неё).

 



 
PR-CY.ru