ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН - Страница 3

Тем не менее, «более образованные» (т.е., в первую очередь, происходившие из аристократических семей) монахи имели преимущества перед «менее образованным» большинством в вопросах управления монастырём и в отношении ежедневной исповеди; кроме того, в случае принятия аристократов в число братии Евергетидский Типикон дозволяет сокращать шестимесячный испытательный срок, а для женщин из знатных семей даже отменяет обычный запрет (см. Аватон) на вход в монастырь. Жизнь монахов проходила в молитве и труде; братия была обязана посещать все совершавшиеся в храме службы суточного круга (включавшие девятый час, вечерню, паннихис, повечерие, утреню и первый час) и Божественную литургию (когда она совершалась), а по кельям прочитывать полунощное правило и дневные (третий, шестой и девятый) часы (всей общиной дневные часы читались только Великим постом и в навечерия Рождества Христова и Богоявления (в храме) и в малые посты (в притворе); то, что в Евергетидском Типиконе указано келейное совершение части суточных служб, несмотря на его строго киновиальный характер, обращает на себя особое внимание исследователей, свидетельствуя о связи с келлиотской традицией); от посещения богослужений могли частично освобождаться лишь те, кто имели особые послушания. Неотъемлемой частью духовной жизни монахов, согласно Евергетидскому Типикону, была ежедневная исповедь, которую принимал игумен после утрени, а в случае большой численности братии – также после повечерия (Евергетидский Типикон дозволяет игумену назначать кого-либо из иеромонахов, иеродиаконов или даже не имеющих сана монахов себе в помощники для принятия исповеди); исповедь кому-либо ещё, кроме игумена или назначенных им братий, не допускалась; особый характер носила исповедь послушника накануне его монашеского пострига, которую мог принимать только игумен. Достойным монахам Евергетидский Типикон предписывает приступать к Святым Тайнам трижды в неделю; находящимся в плену страстей – раз в неделю или вовсе не приступать. В любом случае вопрос о частоте причащения всегда оставляется на усмотрение игумена и перед причащением необходима исповедь; Евергетидский Типикон – один из самых древних византийских памятников, упоминающих также особое Правило к причащению. Монахи разделяли общую трапезу после Божественной литургии (когда она совершалась) и после вечерни; вкушение собственной пищи, как и обладание частной собственностью, запрещалось (игумену предписывается периодически обходить кельи монахов и конфисковывать любые найденные частные вещи). В кельях монахи жили по двое. В монастыре был бассейн для омовений (Евергетидский Типикон – древнейший византийский Типикон, упоминающий монастырскую баню); мыться монахам дозволялось лишь трижды в год – на Рождество Христово, Пасху и Успение (по желанию игумена к этим дням могли добавляться и другие), однако на больных и старых это ограничение не распространялось. Для больных братий существовала лечебница; монастырь заботился и о страждущих людях в миру – ежедневно у врат неимущим раздавалось подаяние, монастырь также принимал странников и недужных. Богослужение, описанное в Евергетидском Типиконе, относится к послеиконоборческому византийскому монастырскому типу, хорошо известному по многочисленным сохранившимся памятникам Студийского и Иерусалимского уставов.

 



 
PR-CY.ru