ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН - Страница 6

Евергетидский Синаксарь указывает памяти на все дни церковного года (тогда как, например, Студийско-Алексиевский устав пропускает ряд второстепенных дней; евергетидский Синаксарь отличает от других литургических Синаксарей студийской традиции не только подробная регламентация всего литургического года, но и разработанная система уставных чтений). Многие из этих памятей не являются празднуемыми и имеют службу с «Аллилуия» – как внутри многодневных постов (Евергетидский Типикон знает только три таких поста – Великий, Рождественский и Апостольский; Успенского поста, а также однодневных постов на праздники Усекновения главы Иоанна Предтечи и Воздвижения Креста Господня в нём ещё нет), так и вне их. Гимнографические книги, упоминаемые в Евергетидском Типиконе, – те же, что и в других послеиконоборческих византийских монастырских уставах: Октоих, Минея и Триодь. Собственную гимнографию имеет примерно половина дней неподвижного годового цикла; упоминаемый в Евергетидском Типиконе корпус гимнографических текстов в целом достаточно близок к содержащемуся в позднейших изданиях литургических книг. Памяти Евергетидского Типикона с собственной гимнографией исследователи делят на четыре категории: 1. С чтением Евангелия на утрене (если не считать воскресные дни, к которым относятся в том числе праздники Входа Господня в Иерусалим и Пятидесятницы, это праздники Рождества Христова, Богоявления, Сретения, Преображения и Вознесения Господних, Рождества, Введения во храм, Благовещения и Успения Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста, а также апостолов Петра и Павла (29 июня), Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа), Бесплотных сил (8 ноября) и освящения главного храма монастыря (29 декабря) и пением великого славословия в кафедральной редакции. 2. С пением великого славословия в кафедральной редакции, но без чтения Евангелия на утрене (это около 20 памятей святых, в позднейших Типиконах многим из них усвоены службы с полиелеем или бдением). 3. С совершением утрени с пением «Бог Господь» и вседневным окончанием. 4. С совершением службы с «Аллилуия», но с наличием собственной гимнографии. Праздники первой категории имеют полный гимнографический формуляр, не соединяемый, кроме праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи (этот день отличает и отсутствие у утрени праздничного окончания), с песнопениями Октоиха (за исключением (у праздников в честь Божьей Матери и святых) воскресных дней); гимнографические формуляры памятей второй–четвёртой категории содержат несколько меньшее число песнопений и соединяются с песнопениями Октоиха (у праздников второй категории нет стихир на стиховне утрени (по причине пения великого славословия в кафедральной редакции), а на стиховне вечерни после стихиры Октоиха поются собственные стихиры Минеи; у памятей третьей–четвёртой категории, как правило, есть стихиры на стиховне утрени, соединяемые с песнопениями Октоиха, но на стиховне вечерни поется только Октоих).

 



 
PR-CY.ru