ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН - Страница 7

Всенощные бдения, кроме воскресных дней, Евергетидский Типикон предписывает совершать в те же дни, когда читается Евангелие на утрене (кроме, как полагают исследователи, Воздвижения Креста), а также в среду Крестопоклонной седмицы Великого поста (Преполовение поста) и на праздник Преполовения Пятидесятницы. Подготовительный цикл к Великому посту в Евергетидском Типиконе начинается, как и в позднейших памятниках, с Недели о мытаре и фарисее. Минея Великим постом поётся, за исключением Благовещения (для этого праздника в Евергетидском Типиконе помещён, согласно традиции малоазийских монастырей, корпус благовещенских глав), только по субботам и воскресеньям, поэтому службы святым, чьи памяти пришлись на будние дни Великого поста, переносятся и поются на вечернях и утренях вместе с последованиями малых святых в период между отданием Богоявления и Неделей о мытаре и фарисее, а после этой Недели – вместо рядового канона на паннихис (Евергетидский Типикон переносит службы святым и в некоторых других случаях – например, последование преподобномученицы Евгении, чья память приходится на навечерие Рождества Христова (24 декабря), поётся 21 декабря). Структура циклов Великого поста и Пятидесятницы – та же, что в современных и позднейших памятниках; службы Страстной седмицы и Пасхи, как и в других памятниках, носят совершенно особый характер. Текст Ипотипосиса лёг в основу ряда византийских ктиторских Типиконов XII в.: Типиконов константинопольских монастырей Богородицы Благодатной и св. Маманта и др., а Синаксарь определял порядок богослужения в монастырях св. Маманта (его ктиторский Типикон прямо говорит об этом), Христа Человеколюбца и др. Во многом этому способствовали связи между Евергетидским монастырём и императорской фамилией. Однако представленная в Евергетидском Типиконе традиция вопреки распространённому в литературе мнению не вытеснила первоначальную константинопольскую студийскую традицию – до XIII в. обе они сосуществовали в богослужении и обычаях византийских монастырей. Особую роль Евергетидский Типикон сыграл в истории славянского богослужения: на рубеже XII и XIII вв. евергетидский Ипотипосис был переведён на славянский язык Саввой Сербским и его помощниками и после небольшой редактуры принят в качестве Типикона основанного святителем Саввой афонского монастыря Хиландар; тогда же на славянский язык был переведён и евергетидский литургический Синаксарь, указания которого были распределены по отдельным службам Минеи и Триоди; благодаря этому Евергетидский Типикон был принят в богослужении Сербской церкви в XIII в. и продолжал использоваться в XIV в. параллельно с Иерусалимским уставом.



 
PR-CY.ru