ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН

ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН – византийский литургический и церковно-правовой памятник второй половины XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен Константинополя Евергетидского монастыря. Евергетидский Типикон сохранился в рукописи начала XII в., и состоит из двух самостоятельных частей, образующих, тем не менее, единое целое: Ипотипосиса (или Типикона в первоначальном византийском смысле этого термина как документа, определявшего устройство монастыря; греческое заглавие: «Предисловие Типикона. Изложение и очертание жизни монахов монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды») и Синаксаря (устава богослужения на весь год, т.е. литургического Типикона в принятом ныне значении этого слова; греческое заглавие: «Синаксарь с Богом, или Типикон церковного последования благоговейного монастыря Пресвятой Богородицы Евергетиды»). Первая часть (Ипотипосис) содержит указания относительно руководства монастырём, определяет порядок жизни в монастыре, особенности вседневных служб; вторая (Синаксарь) содержит описания особенности богослужения на каждый день церковного года, сначала по порядку неподвижных (минейных) памятей, затем – подвижных (триодных). С 1877 г., когда Евергетидский Типикон был обнаружен Николаем Фомичём Красносельцевым, памятник неоднократно оказывался в центре внимания исследователей. Первая полная публикация его греческого текста была осуществлена Алексеем Афанасьевичем Дмитриевским. П. Готье заново опубликовал греческий текст Ипотипосиса, сопроводив его французским переводом (Р. Джордан также выполнил английский перевод; в настоящее время он продолжает заново публиковать Синаксарь и его английский перевод). Создание евергетидского Ипотипосиса в 1060 гг. (или, как полагают исследователи, в 1080 гг.) связано с деятельностью Тимофея Евергетидского, преемника Павла Евергетидского, основателя монастыря (о преподобных Тимофее и Павле подробно говорится во второй и третьей главах). Описанные в Ипотипосисе порядки представляли собой в значительной степени новый подход к устроению монастырской жизни (в литературе нередко встречаются такие выражения, как «евергетидская реформа» или «евергетидское движение»), а также утверждение о создании Ипотипосиса преподобнымТимофеем, однако Алексей Мстиславович Пентковский указал на вероятную зависимость Ипотипосиса от несохранившегося (но известного по косвенным свидетельствам) Ипотипосиса основанного Лазарем Галисийским монастыря Воскресения Христова на Галисийской горе около Эфеса. В сохранившейся форме евергетидский Ипотипосис содержит следы нескольких правок и переработок (в том числе, по мнению исследователей, разделения на главы) и датируется началом XII в. Содержание литургического евергетидского Синаксаря в значительной степени соответствует послеиконоборческим константинопольским литургическим Синаксарям: кафедральному (так называемому Типикону Великой церкви) и монастырскому (студийскому), но описанное в Евергетидском Типиконе богослужение характеризуется рядом особенностей, не имеющих параллелей в современных константинопольских памятниках и происходящих из палестинской и малоазийской традиций.

 



 
PR-CY.ru