ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН - Страница 5

Из особенностей чина утрени исследователи отмечают широкое употребление так называемого праздничного окончания утрени с пением великого славословия в кафедральной редакции и опущением стиховных стихир утрени (в первоначальной студийской традиции утреня имела подобное окончание лишь в Великую субботу), а также возможность включения в состав праздничной и воскресной утрени элементов, происходящих из палестинской литургической традиции: полиелея, а зимой в воскресные дни – ещё и непорочных с соответствующими тропарями (при этом полиелей не является обязательной частью утрени воскресений и праздников – после кафизм и седальнов праздничной утрени всё ещё могут, как и в первоначальной студийской традиции, сразу следовать степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие). Во время первого часа аналогично студийской практике читались огласительные слова; соответствующий сборник огласительных слов (равно как и другой, более известный святоотеческий сборник – четырёхтомный «Евергетинос»), включавший сочинения Максима Исповедника, Макария Великого, Евагрия Понтийского, преподобных Марка Подвижника и Феодора Студита, был составлен основателем монастыря преподобным Павлом. По заимствованному из келлиотской традиции обычаю в Евергетидском Типиконе предписывалось совершать три службы дневных часов не в храме, а по кельям. В храме часы совершались только в многодневные посты, в Великий – в самом храме, в Апостольский и Рождественский – в притворе; во время последних по кельям вместо часов совершались междочасия, причём лишь при отсутствии полной литургии (к девятому часу тогда присоединялось последование изобразительных). В дни совершения Божественной литургии изобразительны совершались по кельям, но на литургии, за исключением нескольких дней в году, имевших праздничные антифоны, пелись изобразительные антифоны с особыми тропарями на блаженнах. Великим постом полную литургию служили лишь по субботам и воскресеньям (Евергетидский Типикон указывает то же распределение литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста по дням года, что и позднейшие памятники), тогда как по будням в Великий пост (а также в сырные среду и пятницу и Великие понедельник, вторник, среду и пятницу) ежедневно служилась литургия преждеосвящённых Даров. В Рождественский и Апостольский посты Божественная литургия совершалась по субботам, воскресеньям и дням, когда пели «Бог Господь»; в дни же с пением «Аллилуия» Божественная литургия обычно отсутствовала, однако в дни святых, особо почитаемых, а также тех, чьи св. мощи имелись в монастыре, и в дни заупокойных поминовений могли служить литургию; в последнем случае она совершалась непосредственно перед девятым часом (тогда как в обычные дни литургия начиналась спустя некоторое время после первого часа).

 



 
PR-CY.ru