Словарь по христианству Е ЕВГЕНИЙ, Булгарис (Вулгарис) Елевферий

ЕВГЕНИЙ, Булгарис (Вулгарис) Елевферий

ЕВГЕНИЙ, Булгарис (Вулгарис) Елевферий (1716–1806 гг.) – архиепископ Славянский и Херсонский, греческий духовный писатель. Его отец, как полагают исследователи, был выходцем с острова Занте (Закинф) и получил на Корфу должность начальника местных булочников; по другой версии, он был выпускником Падуанского университета и служил юристом в венецианском уголовном суде. Булгарис получил имя Елевферий (свободный) в честь успешного снятия османской осады с Корфу, находившегося в руках венецианцев. Окончил гимназию (фронтистерий) на одном из Ионических островов, затем продолжил образование в Арте и Янине. Среди его учителей был Антониос Катифорос. В 1737–1739 гг. принял постриг и рукоположён во диакона, служил в церкви на Занте. Около 1740 г. покинул остров и поступил в Падуанский университет на философский факультет, изучал итальянский, латинский, древнегреческий и французский языки, богословие, математику. Одновременно с учёбой Евгений был учителем в местной греческой школе и служил в церкви во имя Георгия Победоносца. В 1742 г. по приглашению греческих купцов братьев Маруциса, Симона и Ламброса, стал учителем и директором новой школы в Янине. В 1742–1749, 1751–1753 гг. преподавал в школе Маруциса в Янине, в 1750–1751 гг. – в Козани, в 1753–1759 гг. – в академии Афониада при монастыре Ватопед на Афоне. За это время Евгений приобрёл известность как самый выдающийся греческий учёный своего времени, к нему стекались сотни учеников. Затем жил в Константинополе, где преподавал в Патриаршей академии. В 1763 г. был вынужден покинуть Константинополь из-за своей откровенно антиосманской позиции. Одна из проповедей Евгения на политическую тему послужила поводом к тому, чтобы константинопольская иерархия выступила за его увольнение. Кроме того, в это время его покровитель Константинопольский патриарх Серафим II (1757–1761 гг.) был уже смещён. Евгений отправился в Бухарест, затем в Саксонию (жил в Лейпциге и Галле). Одновременно с преподаванием переводил западные философские и математические, поздневизантийские антилатинские трактаты. В творчестве пытался найти компромисс между православной духовностью и философией Просвещения. На него оказали влияние платонизм и особенно немецкое Просвещение. Своё отношение к католичеству Евгений выразил в «Памфлете против латинян» и в письме к парижскому янсенисту П. Леклерку «По поводу святых Восточно-православной Церкви после схизмы» (написано, как полагают исследователи, во время пребывания Евгения на Афоне). Он противопоставлял традицию «Ареопагитик», каппадокийцев, святителей Иоанна Златоуста и Григория Паламы западной традиции Фомы Аквинского и Иоанна Дунса Скота. В письме к П. Леклерку, энциклопедическом по характеру, Евгений излагал основные этапы разногласий между Восточной и Западной церквами вплоть до XVIII в.; значительное место в тексте занимают выдержки из работ Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары (1669–1707 гг.). В 1767 г. Константинопольский патриарх Самуил I Хадзерис (1763–1768, 1773–1774 гг.) пожаловал ему чин референдария Константинопольского престола. В Европе Евгений надеялся издать свои труды, которые циркулировали в рукописях по Востоку, а также завязать контакты с учёными.

 



 
PR-CY.ru