ЕВСТАФИЙ

ЕВСТАФИЙ – Антиохийский епископ (324/325 – 331 гг.); по иным данным – до 332 г., святитель, память в православной церкви 21 февраля (по юлианскому календарю), память в Греческой церкви 23 августа, отец церкви. Согласно Иерониму Стридонскому (330 –419/420 гг.), Евстафий родился   в г. Сида Памфилийская (на юге Малой Азии). О его жизни до первого Вселенского собора практически ничего не известно. Древние писатели (Афанасий I Великий, Евстратий Константинопольский, Иоанн Дамаскин) называют Евстафия исповедником. Афанасий I Великий употребляет это наименование по отношению к Евстафию до его участия в арианских спорах. Из этого исследователи делают вывод, что Евстафий пострадал ещё в эпоху гонений, при императоре Диоклетиане (284–305 гг.) или при императоре Лицинии (260 –268 гг.). До перемещения на Антиохийскую кафедру (в 324 г. или в начале 325 г.) он управлял церковью сирийского г. Бероя (Веррия, ныне Алеппо, Сирия). Оттуда, вопреки церковному правилу, после смерти святителя Филогония (около 320 – 324 гг.) Евстафий (по желанию народа, одобренного первым Вселенским собором) был за свои заслуги поставлен Антиохийским епископом. О времени его поставления свидетельства древних историков несколько расходятся: по сведениям Кирского епископа Феодорита (386/393 – 457 гг.), это произошло ещё до первого Вселенского собора против воли Евстафия: «Архиереи, священники и весь христолюбивый народ вместо него (т.е. Филогония) поставили этого мужа против его воли и повелели ему пасти Церковь». Созомен (около 400 – 450 гг.) и Феофан Исповедник (около 760 –818 гг.) рассматривают поставление Евстафия как дело отцов Собора (возможно, Собор утвердил уже состоявшееся его избрание на антиарианском Антиохийском соборе 324 или 325 г.). В деле перемещения Евстафия на Антиохийскую кафедру мог принимать участие святитель Осий Кордубский (256–359 гг.), который, будучи (предположительно) почётным председателем этого Собора, стремился утвердить влияние Евстафия в противостоянии арианству. Позднейшие писатели указывают на его высокое образование и учёность не только в богословии, но «и в науках мирских, особенно в философии». О высокой образованности Евстафия упоминают древние отцы церкви (Афанасий I Великий, Иоанн Златоуст, Анастасий Синаит, Иероним Стридонский). По словам историка Созомена, искусством проповеди Евстафий приводил своих слушателей в восторг и удивление. В качестве Антиохийского епископа Евстафий вскоре стал ведущим оппонентом ариан. Иоанн Златоуст (около 347 – 407 гг.) в «Похвальном слове Евстафию» рассказывает о том, как тот укреплял свою паству в православии, воодушевлял пастырей на предстоящую борьбу, «возбуждая их к вниманию и бодрствованию». При этом Евстафий не ограничивался пределами Антиохии, но повсюду рассылал людей с целью предохранить верующих от арианства. Летом 325 г. он был вызван в Никею, где принял участие в первом Вселенском соборе. Ряд свидетельств, относящихся преимущественно к V в., указывают не только на его участие в первом Вселенском соборе, но и на председательство на нём, а также приписывают ему «Приветственное слово» императору Константину I Великому (323–337 гг.). Феодорит Кирский упоминает «великого Евстафия, председательствующего» на Соборе, и говорит, что тот «первый увенчал главу царя цветами похвал и возблагодарил неусыпное попечение его о предметах божественных».

 



 
PR-CY.ru