ЕВСТАФИЙ - Страница 11

Память Евстафия отмечается в Типиконе Великой церкви (IX–XI вв.) под 21 февраля и 23 августа без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе  он упоминается 5 июля (служба подробно не описана). Последование Евстафия в этот день содержится в греческих и славянских Минеях студийской традиции и включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г. отмечает память Евстафия 5 июня вместе с памятью преподобного Илариона Нового с кратким указанием: «Аллилуия». В ранних редакциях Иерусалимского устава память Евстафия отмечается 21 февраля или 6 июня, однако богослужебное последование не описывается, а приводится только краткое указание: «Аллилуия». В иконографии Евстафий изображается седовласым старцем, с небольшими залысинами на лбу, с клиновидной бородой средней длины. Святитель облачён в фелонь (как правило, в крещатую), омофор, в руках Евангелие; с начала XVII в. встречаются его изображения в саккосе и митре (изображается он и в числе участников первого Вселенского собора). В греческом иконописном подлиннике начала XVIII в. («Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота) он назван вторым (после Александрийского патриарха Александра), стоящим близ престола императора Константина I Великого. Образ святого различим в этой композиции в росписи второй половины XIII–XIV в. нартекса ряда балканских храмов. В русских памятниках изображение Вселенского собора встречается как в монументальной живописи начала XVI – конца XVII в., так и в иконописи. Единоличные изображения святого включены в минейные циклы рукописей, икон, в росписи храмов, где помещаются под 21 февраля или под 5 июня (возможны отклонения в один день). В настенных минологиях образ Евстафия под 5 июня представлен в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Трескавец, Македония (между 1334 и 1343 гг.), и в церкви Вознесения монастыря Дечаны, Косово и Метохия (1348–1350), – в рост; в церкви святых Апостолов (Святого Спаса) в Пече, Косово и Метохия (1561 г.), – погрудное изображение. Под 21 февраля Евстафий изображён в церкви Святой Троицы монастыря Козия, Румыния (около 1386 г.), – в рост и в церкви святителя Николая в Пелинове, Черногория (1717–1718 гг.), – погрудно. В русской традиции в минологиях он устойчиво изображается под 21 февраля. Его образ (или епископа Льва Катанского?) представлен на иконах: «Минея годовая» (первая половина XVI в., Музей икон, Рекклингхаузен) – второй ярус снизу, с правой стороны, в полиставрии; «Минея на февраль» (конец XIX в., частное собрание) – в 3/4-ном повороте, правой рукой благословляет, в левой на омофоре Евангелие, облачён в красную фелонь; на гравированных святцах Г.П. Тепчегорского (1713 г.) – в саккосе и в митре, везде в рост. В русском сводном иконописном подлиннике XVIII в. по списку С.Т. Большакова память Евстафия отсутствует, в подлиннике того же времени по списку Г.Д. Филимонова указана под 21 февраля, и святой описан как старец: «…подобием рус, брада аки Тихона чудотворца (епископа Амафунтского), власы с ушей, ризы святительския, в руках Евангелие». Лит.: Барсов Н.И. Представители догматико-полемического типа проповеди в IV веке. Харьков, 1886; Евстафий // Православная энциклопедия. Том XVII. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008.



 
PR-CY.ru