ЕПИСКОП - Страница 22

После окончания молитвы рукоположения и возглашения священниками «Аминь» «Апостольские постановления» предписывают дать в руки новопоставленного «Жертву», но Божественную литургию, в отличие от прочих памятников, новому епископу предписано совершить только на следующий день. В «Завете Господа нашего Иисуса Христа» (V в.) в чин включено формульное объявление о хиротонии, произносимое старшим из рукополагающих архиереев перед молитвой рукоположения; молитва, по сравнению с «Апостольским преданием», существенно расширена; после молитвы прибавлено троекратное возглашение со стороны народа: «Достоин!»; вместо предписания о совершении литургии в конце чина говорится о трёхдневном посте всего народа в честь совершившегося поставления епископа. В последующей церковной традиции описанные уже в литургико-канонических памятниках элементы чина хиротонии епископа навсегда остались основными: избрание, возложение рук епископов (а также возложение Евангелия на главу рукополагаемого – этот обычай получил широкое распространение и на Востоке, и на Западе), чтение молитвы (или нескольких молитв) хиротонии и совершение Божественной литургии. Отдельные составляющие этой основы в различных литургических традициях могли приобретать ту или иную форму; к ней могли прибавляться дополнительные элементы. В крупнейших церковных центрах в древности существовали свои собственные молитвы на рукоположение во епископы. Так, молитва епископской хиротонии древней традиции Александрийской церкви сохранилась в «Евхологии» Серапиона (середина IV в.). В молитве подчёркивается значение апостольского преемства, получаемого рукополагаемым от апостолов через череду епископов, избиравшихся Богом в каждом поколении, и содержатся прошения о даровании поставляемому благодати Святого Духа, о том, чтобы он оказался достоин пасти стадо Божье и непорочно исполнил вверяемое ему служение. Молитва хиротонии епископа доиконоборческого иерусалимского богослужения сохранилась в отдельных греческих рукописях, а также в грузинском переводе. Она начинается со слов о том, что Бог даровал Израилю дар первосвященничества через телесных служителей, а «у нас» (т.е. в церкви) установил духовное архиерейство, и содержит прошения о поставлении кандидата пастырем, верным служителем, хранителем непорочной веры, чтобы его служение принесло различную пользу церкви.

 



 
PR-CY.ru