ЕПИСКОП - Страница 24

В целом константинопольский чин рукоположения во епископы, согласно древнейшим сохранившимся рукописям (например, конца VIII в. – см. Барберини Евхологий), имел следующий порядок. Он совершался на Божественной литургии после Трисвятого (которое в доиконоборческую эпоху представляло собой первое песнопение литургии) и начинался с того, что патриарх («архиепископ») читал во всеуслышание «хартию» (т.е. документ, свидетельствовавший о хиротонии), возлагая при этом руку на голову рукополагаемого во епископы. После прочтения «хартии» народ пел троекратное «Господи, помилуй», а патриарх вместе с прочими епископами возлагал раскрытое Евангелие на голову и шею ставленника и, трижды осенив его главу знаком креста, читал молитву, держа, как и другие епископы, руку на Евангелии. После окончания молитвы один из рукополагающих епископов читал мирную ектению с особыми прошениями, а патриарх в это время – молитву. После окончания ектении и молитвы с новорукоположённого снималось Евангелие, на нового епископа возлагали омофор (в древней византийской традиции обычным облачением епископа была фелонь, но не саккос и митра, поэтому омофор был единственным отличием облачения епископа от облачения священника), прочие епископы давали ему лобзание, и совершалась литургия, возглавляемая вместе новым епископом и патриархом. К XIII в. в византийском чине поставления епископа произошли некоторые изменения: в описание чина была включена рубрика о приведении поставляемого тремя архиереями; после облачения нового епископа в омофор был прибавлен возглас: «Аксиос!». Именно такой порядок чин поставления во епископа имеет в древнейшей сохранившейся рукописи его славянского перевода была переосмыслена как тайносовершительная (а не как документ о хиротонии); в указания об облачении ставленника было включено упоминание не только об омофоре, но и о других знаках архиерейского достоинства (саккосе и проч.); новорукоположённый епископ стал не возглавлять литургию в день своего поставления – один (как в ранней церкви) или вместе со старшим архиереем (как в древних византийских памятниках), – но лишь стоять первым после старшего архиерея, произнося возглас «Мир всем» перед Апостолом (некогда этот возглас был первым возгласом литургии) и рукополагая во время этой литургии, если есть кандидаты, пресвитера и диакона.

 



 
PR-CY.ru