ЕПИСКОП - Страница 23

Помимо Иерусалимской церкви эта молитва в древности использовалась также в грузинской традиции, пока не была вытеснена константинопольскими. Сохранившийся в грузинских рукописях не константинопольский чин рукоположения во епископы, бытовавший в Грузии до XI в., содержит три молитвы, первая из которых (она надписана как молитва на поставление епископа и католикоса, тогда как надписания двух других упоминают только епископа, но не католикоса) – та же, что в «Завете Господа нашего Иисуса Христа». Вторая известна также в практике Церкви Востока, третья – это упомянутая иерусалимская молитва; цикл заключается ещё одной краткой молитвой, общей для чинов хиротоний во епископа, пресвитера и диакона. В константинопольской традиции известны две молитвы на поставление епископа, они используются в православном богослужении до настоящего времени. Уже в древнейших сохранившихся рукописях константинопольского «Евхология» приведены обе молитвы, однако, по мнению исследователей, вторая из них имеет несколько более позднее происхождение, чем первая. В первой из молитв говорится о том, что Бог установил в церкви через апостола Павла степени и чины апостолов, пророков и учителей, чтобы они служили «Пречистым... Таинам... во святом... жертвеннике» (т.е. совершали Божественную литургию), и содержатся прошения об «укреплении» рукополагаемого «нашествием и благодатью, и силой Святого... Духа» «через рукоположение... соприсутствующих здесь соепископов» таким же образом, как были укреплены апостолы и пророки, помазаны цари и освящены первосвященники (таким образом, несмотря на то, что молитва начинается не с указания на ветхозаветные прообразы, но на новозаветные установления, тема Ветхого Завета в ней всё же возникает), и о том, чтобы Бог даровал ставленнику непорочное архиерейство и «представил (его) святым», чтобы тот был достоин просить Бога о спасении народа. Вторая молитва начинается со слов о том, что Бог поставил в церкви особых «учителей» (т.е. епископов), чтобы они возносили Ему «Жертву и приношение» (т.е. евхаристию), поскольку человеческая природа не может понести прямое общение с Божественной сущностью, и далее содержит прошения о том, чтобы рукополагаемый стал подражателем Христа, истинного Пастыря, и, послужив вверенным ему пасомым, впоследствии непостыдно предстал престолу Божию и воспринял «великую мзду, которую (Господь) уготовал пострадавшим за проповедь Евангелия»; эта молитва имеет некоторые параллели с той молитвой древних грузинских источников, которая известна также в практике Церкви Востока.

 



 
PR-CY.ru