ДЕВСТВО - Страница 15

Еретики, по словам Климента Александрийского, «стремятся расширить пределы праведности и спасительной упорядоченности жизни сверх необходимого, богохульно доводя самоконтроль до полного атеизма, тогда как им следовало бы избрать безбрачие, полезное для здоровья и благочестивое, с благодарностью Богу за даруемые милости, не питая презрения ни к чему из сотворённого и не осуждая живущих в браке. Мир сотворён, равно как и безбрачие». Гангрский собор подчеркнул, что церковь чтит «девство, со смирением соединенное», но в то же время предостерёг «девствующих ради Господа», чтобы не превозносились над «бракосочетавшимися», проповедующие невозможность спасения для пребывающих в браке подлежат анафеме в соответствии с определением Гангрского собора. Член церкви, давший обет безбрачия, по церковным правилам не может вступить в брак, поскольку обет девства, безбрачия церковь воспринимает как обручение Небесному Жениху Христу, – это образное представление духовного единения верующей души, посвятившей себя особому служению Христу, с Господом явилось основанием для канонических прещений в отношении изменивших обету. Анкирский собор приравнивает нарушивших обет безбрачия к второбрачным, и на них налагается епитимия второбрачных (т.е. отлучение от причащения на год). Согласно Халкидонскому собору, дева, посвятившая себя Богу и впоследствии вступившая в брак, лишается церковного общения, хотя епископ по своему усмотрению может заменить отлучение епитимией, по-видимому, если нарушившая (или нарушивший) обет покается. Строже относится к измене обету девства Василий Великий: он считает это прелюбодеянием и назначает такую же епитимию, как и за прелюбодеяние (15-летнее покаяние). Святитель считает, что в чин дев нужно принимать после 16- или 17-летнего возраста, «имеющую власть над своими помышлениями, долго испытуемую и пребывшую твёрдою в намерении...» Труллский собор требует от вступающих в монашество 10-летнего возраста. До IV в. христиане, дававшие обет безбрачия, не были собственно монахами, но 16-е правило Халкидонского собора говорит определённо о монахах, а именно: «...Равно и монашествующим, не позволяется вступати в брак. Аще же обретутся творящии сие: да будут лишены общения церковного». После того как эта практика вошла в силу, монашествующий после разлучения от брачного сожительства возвращался, иногда принудительно, в монастырь, где и пребывал. Трулльский собор устанавливает наказание для нарушивших обет девства, как для блудников, – семилетнее покаяние. В православной гимнографии понятие «девство» упоминается достаточно часто и в различных смысловых контекстах – в основном, применительно к Пресвятой Богородице. Она именуется сосудом, цветом и жезлом девства. Особо подчёркиваются величие события рождения Пресвятой Богородицы – Плода целомудренной и чистой жизни Её родителей – и, главное, непорочный и девственный образ рождения Ею Христа, Который родился из девственной утробы и сохранил чистоту и девство. Девственное рождение Христа – одна из центральных тем как для множества богордичнов, так и для песнопений рождественской и воскресных служб Октоиха. Иногда в песнопениях прославляется и девство некоторых святых – например, девство апостола и евангелиста Иоанна, выделявшее его среди апостолов. В последовании 26 сентября апостол Иоанн именуется не только Богословом, но и Девственником, просвещающим своим девством весь мир.



 
PR-CY.ru