ДЕВСТВО

ДЕВСТВО – состояние совершенства, бесстрастия, в узком смысле – целомудрие безбрачной жизни человека. Девство есть совершенство, свойственное Божескому и бестелесному естеству. Именовать нетленным и чистым – значит, считает Григорий Нисский, иными словами обозначить девство. По человеколюбию Божию девство, будучи преимущественно принадлежностью бестелесных существ, даровано и тем, которые получили жизнь от плоти и крови, чтобы павшее человеческое существо восстановить, сделав его причастником чистоты: «...Такова сила девства, что оно и на небесах у Отца духов пребывает, и с премирными силами торжествует, и к человеческому спасению имеет отношение, – потому что собою вводит Бога в общение с человеческой жизнью, а человека окрыляет желанием небесного...». Таким образом, девство делается связью человека с Богом. Подвиг девства есть некоторое искусство и способность человека достигать более божественной жизни, уподобляться существам бесплотным. Девство (в узком смысле) как целомудрие безбрачной жизни предполагает внешнюю, или «отрицательную», сторону – совершенное воздержание ото всего, дозволяемого в жизни супружеской, и внутреннюю, или положительную, сторону – целомудрие, такую добродетель, которая, обуздывая чувственное пожелание и покоряя его разуму, хранит в чистоте душу и тело. Бог чудесным образом отдаёт Себя человеку; в любви к Богу человек отдаёт Ему себя. Это взаимная жертвенная любовь: душа человеческая, являясь возлюбленной Бога, отдаётся только Ему. Полная самоотдача Богу является результатом духовного процесса, который происходит в личности под влиянием благодати. Такая самоотдача и составляет суть девства; девство – это жертвенная любовь, обращённая к Богу. Оно находится в тесной связи с девственностью женщины или мужчины. Девственность человека означает, что он не принадлежит никому, кроме Бога Творца. Девство – состояние естественное. В нём находились люди до грехопадения, в нём пребывают они в младенчестве. В обоснование естественности девства против тех, кто хулят его, Иоанн Дамаскин полагал воплощение от Девы Бога Слова. В естество человека девство было насаждено «свыше и искони»: человек был сотворён из девственной земли; Ева создана только из Адама; рай был девственным. Первозданный человек жил в раю, а брака тогда и в помине не было, говорит Иоанн Златоуст, обосновывая естественность и первенство девства; понадобился ему помощник – и он появился, но брак ещё не был необходим; его не было бы и до сих пор, и люди жили бы в раю, как на небе, наслаждаясь беседой с Богом; плотская похоть, болезни рождения и никакая тленность не могли бы проникнуть в их души; «подобно светлому ручью, текущему из чистого источника, люди пребывали бы в том жилище, украшаясь девством». Выражение «плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:27) не означает умножения человечества непременно через брачное соединение – Бог мог умножить людей и другим способом, если бы они остались верными Его заповеди. «Тьмы тем ангелов служат Богу, и тысячи тысяч архангелов предстоят Ему (Дан. 7:10), и ни один из них не произошёл по преемству, от родов, болезней чадородия и зачатия. Таким образом, Бог тем более мог бы без брака создать людей, как создал Он и первых, от которых произошли все люди».

 



 
PR-CY.ru