«ДОБРОТОЛЮБИЕ» - Страница 26

Современные греческие продолжатели дела Макария и Никодима озабочены тем, чтобы, сохранив традиционный древнегреческий язык авторов «Добротолюбия», преподать его в то же время читателю на уровне современных патрологических изданий. Этим задачам отвечает антология, подготовленная архимандритом Серафимом (Стергиулисом) в серии «Аромат духовного благоухания»: в томе, озаглавленном «Филокалика», в хронологическом порядке собраны 59 авторов (3033 отрывка) аскетико-созерцательного направления вплоть до Феодора Студита включительно. Составителям «Добротолюбия», стремившимся создать сборник аскетических текстов для внутреннего духовного совершенствования, была наиболее близка традиция созерцательного монашества. Часто повторяется трёхчастная схема Евагрия Понтийского «деятельность – естественное созерцание – богословие» и упоминаются его аскетические термины «бесстрастие», «безобразная молитва», «борьба с помыслами». В греческое «Добротолюбие» практически не включены внешние предписания о жизни в монастыре, монастырские правила и уставы. Феофан также был вынужден отказаться от своего первоначального плана по изданию уставов в качестве второго тома «Добротолюбия», хотя в отдельных случаях он помещал в русское «Добротолюбие» те или иные правила. Деятельный этап подвижничества описывается в «Добротолюбии» достаточно подробно, однако предписания о телесных трудах и борьбе со страстями с помощью внешних подвигов не являются самоцелью: «Телесные добродетели да будут тебе залогом душевных, душевные – духовных, а эти – невещественного и существенного ведения». Основной акцент в «Добротолюбии» поставлен не столько на телесных трудах, сколько на памятовании о Боге, непрестанной молитве и хранении ума. «Бодрствование», или «трезвение», оказавшееся своеобразным девизом отцов «Добротолюбия», было включено составителями в его название: «Добротолюбие святых, пребывающих в трезвении». По слову Филофея Синайского, «бодрствование ярко очищает совесть... И (совесть) научает бодрствованием невидимой брани и разумному сражению…» По классическому определению «бодрствования», данному Исихием, это «путь ко всякой добродетели и заповеди Божией, который называется сердечным безмолвием и, если совершается без воображений, есть хранение ума)». Главная тема «Добротолюбия» – молитвенная практика исихастов, заключающаяся в постоянном призывании имени Иисуса Христа. В «Добротолюбии» содержатся многочисленные описания Иисусовой молитвы, необходимой для спасения и приобретаемой с исключительным трудом. По слову Исихия, «как невозможно солнцу сиять без света, так невозможно сердцу очиститься от скверны пагубных помыслов без молитвы именем Иисусовым». Молитва Иисусова позволяет уму «сойти в сердце» вместе с дыханием: «Итак, седши в безмолвной келье и собрав свой ум, введи его, то есть ум, в осуществляемый через нос путь, коим воздух входит в сердце. И побуди его и заставь сойти вместе с вдыхаемым воздухом в сердце».

 



 
PR-CY.ru