ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович - Страница 6

Повторность организует все уровни, однако в целом преобладает непосредственный повтор над арочным. Впрочем, как отмечают исследователи, в каноне есть как повторения эпизодов внутри песней («Яко воскресе» в четвёртой песни), так и арки между песнями (полное повторение третьей песни «Пиво пием» в восьмой – «Сей убо нареченный»). На основе повторности Н.П. Дилецкий выстраивает монументальные композиции (концерт «Прийдите, людие» длится 7 минут, канон – 18-20 минут). Музыка Н.П. Дилецкого полностью соответствует его теоретическим положениям о функциональности частей формы. Н.П. Дилецкий – новатор в умении создать напряжение неустойчивости при движении к кульминации (за счёт канонических секвенций). В целом его произведения легко «читаются» не только благодаря логике развёртывания, но и за счёт сохранения и умножения смысла текста с помощью риторических фигур. Творчество Н.П. Дилецкого согласуется с основными теоретическими положениями его трактата, и потому естественно совпадение большинства приёмов в «Грамматике» с множеством подобных примеров в его музыкальных произведениях. Н.П. Дилецкий придерживается провозглашённых принципов создания композиции, например, таких, как непременное членение текста для чередования tutti и ансамбля, восходящего и нисходящего движения, музыки радостной и печальной, варьирования изложения. В то же время некоторые сложные приёмы не употребляются, как, например, использование далёких тональностей. Однако исследователи подчёркивают, что есть закономерности в сочинениях, которые не описаны в теоретическом изложении. Благодаря наличию значительного числа произведений Н.П. Дилецкого исследователи могут выявить черты его стиля. Таковы, в частности, особенности формирования музыкальной ткани. Обычно есть несколько (два–три) «порождающих» кратких мелодических ячеек, затем настолько разнообразно развивающихся, что их первоисточник скрыт, хотя ощущается интонационная цельность произведения. Такие «порождающие» ячейки оказались родственными во всём ныне известном творчестве композитора. Их выявление, определение типичных приёмов изложения, в том числе в конкретной интонационной форме (как, например, «секвенция Дилецкого»), позволяют исследователям представить некоторую «формулу стиля», что очень помогает им при реконструкции утерянных частей текста (в большинстве случаев отсутствует одна партия) и при атрибуции анонимных произведений. Н.П. Дилецкий – разносторонняя творческая личность нового типа: учёный, композитор, педагог, регент. Пафос его деятельности – в прославлении новой музыки как искусства, в обучении её законам и в постижении её красоты. Благодаря Н.П. Дилецкому музыка Восточной Европы поднялась на новую ступень, в том числе в осознании состоявшегося в ней синтеза общеевропейского и национального компонентов.



 
PR-CY.ru