ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович - Страница 4

Сергей Сергеевич Скребков (1905–1967 гг.) в сборнике «Русская хоровая музыка XVII – начала XVIII вв.» (М., 1969 г.) опубликовал «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» Н.П. Дилецкого (без указания имени автора). В 1970 г. Анисия Яковлевна Шреер-Ткаченко (1904–1985 гг.) опубликовала Херувимскую Н.П. Дилецкого из Службы Киевской. Обнаружение списков сочинений Н.П. Дилецкого в Институте рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского Академии Наук Украины открыло подлинные масштабы таланта композитора и его значение для развития русской и украинской музыки: Н.П. Дилецкому принадлежат концерты на восемь голосов: «Тело Христово», «Вошёл еси во церковь», «Прийдите, людие»; на четыре голоса: «Иже образу Твоему», «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви»; циклы: литургия на четыре голоса, литургии (службы) на восемь голосов Препорциальная и Киевская (названа по месту нынешнего хранения), Воскресенский канон (обозначение по рукописи). В хранилищах имеется ряд отдельных партий Служб Московской, Смоленской, Реквиальной и безымянной (четырёхголосной), партия цикла 8-голосных произведений вечерни (18 номеров). Записанная с помощью крюковой нотации Херувимская знаменного распева представляет многоголосие постоянного типа (опубликовано в «Идеа грамматики мусикийской»). Некоторые сведения содержатся в Реестре нотных книг библиотеки Львовского Успенского братства (ныне не существует) от 1697 г. В нём упоминается три 8-голосные службы в одном комплекте, одна – в другом и 8-голосный канон на Рождество Христово (с пометой «другий»). В киевском собрании хранится большинство ныне известных произведений Н.П. Дилецкого. Концерт «Прийдите, людие», не имевший указания на автора, был атрибутирован на основе сравнения с партией первого дисканта. Авторство Н.П. Дилецкого для 4-голосного «Иже образу» было установлено В.В. Протопоповым. Четырёхголосная служба была найдена и реконструирована Ниной Александровной Герасимовой-Персидской (впоследствии служба была выявлена (с полным комплектом партий, но без имени автора) в Российской национальной библиотеке). В 1981 г. вышло собрание всех открытых к тому времени сочинений, дополненное в изданное 2003 г. концертом «Прийдите, людие». Опыт работы с рукописями (в частности, пример последнего концерта) показывает, что возможны новые открытия. Представленное исключительно произведениями для хора a cappella и предназначенное для исполнения в церкви, творчество Н.П. Дилецкого сконцентрировало в себе все наиболее яркие черты музыки барокко в её восточнославянском варианте. Кратко её исследователи определяют как сплав европейской композиторской техники и национальной интонационной основы, образовавший оригинальный музыкальный стиль партесного концерта, легко узнаваемый на слух.

 



 
PR-CY.ru