ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович - Страница 3

Как полагают исследователи, в работе над русской редакцией ему помогал И. Коренев. Введённые Н.П. Дилецким понятия, доступные пониманию современного читателя, заложили основы музыкальной теории позднейшего времени и её терминологического аппарата. Название труда («Грамматика»), переводческая работа и шлифовка терминов указывают на определённые филологические интересы Н.П. Дилецкого. Он ссылается на родство музыки и поэзии, приводит ряд стихотворных отрывков, а его внимание к отражению в музыке содержания текста говорит о том, что сочинение мыслится уже в категориях musica poetica. Принципиальным является и упрочение нового понимания музыки – как искусства (по словам Н.П. Дилецкого, «художества»), как авторского творчества. Вершиной музыкального искусства, согласно Н.П. Дилецкому, является концертный партесный стиль, основанный на «борении» (имитации, сопоставления tutti и ансамбля). Используя четырёхголосный склад как основной (и с пренебрежением отзываясь о терцовой вторе), Н.П. Дилецкий указывает на возможность его умножения (8, 12 и более голосов). В настоящее время известны произведения мастера не более чем для восьми голосов, т.е. для двух хоров. Н.П. Дилецкий чётко дифференцирует два типа фактуры: двуххорное изложение и ансамблево-туттийное. В трактате присутствуют и другие области церковной музыки – знаменный распев и многоголосие неконцертного типа (аккордового склада). Н.П. Дилецкий осознаёт коренные отличия двух типов пения. В пособии «Наука како учити слагати» он излагает методику сочинения на «путь» – на знаменную мелодию в теноре (даются образцы гармонизаций мелодий всех восьми гласов). «Грамматика» свидетельствует о широте интересов её автора, знатока как православной монодии, так и современной многохорной композиции, знакомого с европейской теоретической мыслью и творчеством, сведущего в практике basso continuo, владеющего игрой на органе. Но более всего в работах Н.П. Дилецкий предстаёт как талантливый педагог, как истинный просветитель. «Грамматика» впервые была опубликована Степаном Васильевичем Смоленским в 1910 г. по рукописи 1681 г. (содержащей также труд И. Коренева). В 1970 г. А.С. Цалай-Якименко издала фотокопию украинской редакции 1723 г. В 1979 г. Владимиром Васильевичем Протопоповым (1908–2004 гг.) было опубликовано факсимиле строгановской рукописи «Идеа грамматикии мусикийской» (с транскрипцией и переводом), содержащее дополнительно два пособия Н.П. Дилецкого – о транспозиции и «Науку како слагати», а также описание рукописей «Грамматики», две Херувимские Н.П. Дилецкого и исследование «Николай Дилецкий и его “Мусикийская грамматика”». До второй половины 1960 гг. Н.П. Дилецкий считался исключительно теоретиком, его композиторская деятельность оставалась неизвестной.

 



 
PR-CY.ru