ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович - Страница 5

В контексте партесной музыки второй половины XVII в. произведения Н.П. Дилецкого отличаются ясной структурной логикой, уравновешенностью и формы и фактуры. Отказ от излишеств (впрочем, более характерных для позднейшего времени) определяет его стиль как барочный по форме, а по характеру, скорее, «классический» – в том смысле, в каком это определение применимо и к музыке позднего Ренессанса. Вершиной творчества Н.П. Дилецкого исследователи считают Воскресенский канон. В нём отражена возродившаяся традиция «песненного» канона: он распет полностью, имеет месодии: после четвёртой песни – тропарь «Богоотец убо Давид», после шестой – стихира «Воскрес Исус от гроба», после девятой – эксапостиларий «Плотию уснув» и припев (тропарь) «Христос воскрес из мертвых». В каноне особенно ярко проявилась сфера светской – танцевальной, кантовой – интонации. Литургии имеют смешанный текст – частично старый, частично «справленый», различны по полноте: обе 8-голосные заканчиваются «Достойно и праведно есть», а в 4-голосной имеется ещё ряд песнопений: «Един Свят», «Видехом свет истинный» и причастный стих «Хвалите Господа с небес». По мнению исследователей, музыке Н.П. Дилецкого свойственны прозрачность и чистота аккордового звучания, красота диатонической гармонии (более всего в мажорных произведениях, которые все написаны в G-dur миксолидийском – при строгой функциональности кадансов), красочность последований в миноре (особенно в концерте «Прийдите, людие»). Сфера минорной диатоники (всегда в a-moll) своеобразно раскрыта в 4-голосной литургии, ближе других произведений стоящей к многоголосию на знаменный первоисточник и отличающейся проникновенностью и особой внутренней сосредоточенностью. В ней, как и в минорном концерте «Прийдите, людие», ладовые сферы отчётливо символичны и контрастны. В мажорных произведениях минор почти не используется, тем более как элемент музыкальной риторики. У Н.П. Дилецкого в драматургии масштабной формы гармония играет меньшую роль, чем метр и фактура. За исключением Препорциальной литургии, полностью выдержанной в торжественном «перфектном» метре 3/2, в композициях Н.П. Дилецкого основным является двухдольный метр. Контрастирующая трёхдольность, как правило, связанная с аккордовой фактурой и по преимуществу полнозвучная, выполняет функцию несущих арок. Главным выразительным и формообразующим средством (как это присуще и музыке Ренессанса) являются возможности многоголосия – многообразие сменяющейся фактуры, оживлённость имитаций, в том числе сквозных, обилие канонических секвенций и бесконечных канонов (особенно в двуххорном изложении), органичное использование кантового трёхголосия. Всё это создаёт динамичную, подвижную ткань, стереофоничность звучания (как перезвон колоколов) благодаря двуххорности. Н.П. Дилецкий широко пользовался принципом повторности – наиболее ярким показателем музыки нового стиля, вызывавшим резкую критику со стороны ревнителей старой традиции.

 



 
PR-CY.ru