ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович - Страница 2

Автор пишет: «Избрах ю («Грамматику») от многих искусных художников тако церкви православныя, якоже и римскиа, и от многих книг латинских яже о мусикии». Н.П. Дилецкий подчёркивает, что его «Грамматика» – высший уровень обучения, предполагающий предварительную подготовку. Приоритет отдан музыке звучащей: «...Воспети (есть) паче нежели писати, понеже вся (музыка) тростию написуется, пением же вконец совершается». Обучение объединяет теорию не только с исполнительской практикой, но и с собственно творчеством: «В ней же известно и совершенно изъявляю мусикии художество и поучаю... многих мусикии числ и обучений, иже есть не токмо пети, но и творити пения». Сочинение преследует цель раскрыть смысл текста, исходя, в частности, из определяющего для Н.П. Дилецкого принципа деления музыки на «весёлую», «печальную» и «смешанную». Построенная по законам риторики, разделённая на части (пять или семь, в зависимости от полноты редакции), «Мусикийская грамматика» охватывает широкий круг проблем – от нотной записи и сольмизации до вопросов формы. Вот неполные названия разделов: «1. О мусикии; 2. О писмах основателных; 3. О конкорданциах; О диспозиции; 4. О творении; 5. О контрапункте; 6. О способствующих (мелодических интервалах); 7. О вещах забвенных; О инвенции; О диспозиции; О ирмологиону известие; О ексордии; О амплификации; О тонах; О тонах бемолярных; К читателю; Образ поучения майстром к пению детищ; О творении падежь (кадансов); Образы хоралныя». Центральное место занимает теория мажора и минора, включающая отклонения и модуляции, а также объяснение и изображение квинтового круга, рекомендации по использованию тональностей со многими ключевыми знаками. В связи с этим особый раздел посвящён методике транспозиции. Н.П. Дилецкий рассматривает понятие каданса и прорабатывает его виды. Многократно подчёркивается основополагающее значение трезвучия (хотя самого термина нет). Всё это свидетельствует о новой, гармонической, системе. Как музыкант-практик, Н.П. Дилецкий не только даёт общие правила (например, голосоведения), но и показывает примеры их нарушения ради красоты (например, параллелизмы квинт и секст, диссонансы). Даётся обширный свод полифонических приёмов (имитаций, перемены голосов – штиммтауша (нем. Stimmtausch), канонических секвенций и проч.). В развёртывании формы важное значение Н.П. Дилецкий придаёт амплификации, рассматривая многие приёмы как способ «расширения» произведения. Композиция трактуется как целостность, с чётко определёнными функциями частей: начала, середины, конца. Ведущую роль играет принцип повторения и преобразования (транспозиция, смена лада, в том числе на одноимённый, ракоход, введение пунктирного ритма, смена размера, фигурации, секвенции). Соответственно практической направленности трактата текст насыщен многочисленными примерами, взятыми из произведений польских авторов (Марцына Мельчевского, Яцека Ружицкого и др.) и собственных. Как истинный педагог, Н.П. Дилецкий растолковывает, указывает на возможные ошибки, поэтапно демонстрирует овладение приёмом и достижение главной цели – красоты. Особого упоминания заслуживает разработка им музыкальной терминологии (причём в нескольких языковых вариантах).

 



 
PR-CY.ru