ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович

ДИЛЕЦКИЙ Николай Павлович (1630 (?) – после 1723 (?) гг.) – музыкальный деятель, автор произведений в партесном стиле и «Мусикийской грамматики» – первого трактата по теории музыки, заложившего фундамент русской и украинской музыки Нового времени. Биографические данные о нём скудные и не всегда имеют документальное подтверждение. Дату рождения (1630 г.) привёл Франсуа-Жозеф Фетис (1784–1871 гг.) во «Всеобщей биографии» (1897 г.) на основании сведений, полученных от Петра Егоровича Беликова (1793–1859 гг.) – инспектора Придворной певческой капеллы. Композитор дьякон Иоанникий Коренев (ум. прибл. в 1681 г.), известный защитник новой многоголосной музыки, автор полемического трактата «Мусикия» (впоследствии помещённого вместе с трактатом Н.П. Дилецкого в одну рукопись «О пении Божественном по чину мусикийских согласий», 1681 г.), называл его «жителем града Киева». Наиболее достоверны данные титульных листов списков теоретического труда Н.П. Дилецкого. В 1675 г., после окончания иезуитской академии в Вильно, Н.П. Дилецкий поднёс магистрату напечатанное сочинение «Золотая тога» (судя по обширному титулу, приведённому Каролем Эстрейхером в «Библиографии польской», панегирического содержания). В том же году Н.П. Дилецкий закончил теоретический трактат на польском языке. В 1677 г. был в Смоленске и создал другую редакцию трактата «Грамматика мусикийская», выполненную по заказу думного дьяка Тимофея Литвинова. Затем переехал в Москву и поселился в доме И. Коренева. Н.П. Дилецкий перевёл на русский язык смоленскую редакцию «Мусикийской грамматики» (1679 г.) и создал наиболее полную редакцию по заказу Григория Дмитриевича Строганова, одного из богатейших промышленников России. Хоры, которые содержались Г.Д. Строгановыми в Усолье и в Москве, славились певчими, среди них были такие выдающиеся мастера, как Степан Голыш и Иван Лукошко (впоследствии архимандрит Исаия; рубеж XVI и XVII вв.). Сам Г.Д. Строганов входил в круг наиболее образованных людей своего времени, был любителем партесного пения и держал украинских «вспеваков». После 1681 г. судьба Н.П. Дилецкого неизвестна. В связи с этим интересна рукопись 1723 г. «Граматика музикальна» (на украинском языке), опубликованная в 1970 г. Александрой Сергеевной Цалай-Якименко (род. в 1932 г.). Ни в содержании, ни в тексте труда значительных отличий от протографа нет (несколько больше полонизмов, есть отрывки и стихи на польском языке, акцентирован светский элемент в примерах). Ввиду того что трактат написан от первого лица, А.С. Цалай-Якименко считает несомненным, что Н.П. Дилецкий лично участвовал в создании этой рукописи и, следовательно, был жив в 1723 г. (окончательно этот вопрос пока не решён). «Мусикийская грамматика» – самое достоверное свидетельство о состоянии украинской и русской музыкальной культуры в 1670–1680 гг. С одной стороны, этот трактат соответствует практике хорового пения в новом стиле, утвердившейся с начала XVII в. на Украине и стремительно распространявшейся в Московской Руси. С другой – он отражает европейскую музыкальную теорию своего времени и содержит сведения о монодической традиции.

 



 
PR-CY.ru