ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 10

По поручению Собора орденом был составлен «Римский катехизис для приходских священников». В 1542 г. были учреждены Верховная конгрегация Священной вселенской инквизиции «для поддержания и защиты единой веры и для изучения и осуждения заблуждений и ложных учений», должностными лицами которой были преимущественно доминиканцы, а также конгрегация индекса запрещённых книг, где братья-проповедники всегда занимали места секретарей. В то же время некоторые функции доминиканцев, традиционно находившиеся на первом месте в пропаганде католического вероучения, постепенно перешли к ордену иезуитов, официально признанному в 1540 г. Конец XVIII века стал для ордена периодом глубокого кризиса, под угрозой оказалось его дальнейшее существование. Европейские страны были захвачены революционным движением, имевшим ярко выраженную антиклерикальную направленность. Главы монархических режимов стремились в эту эпоху сделать национальные церкви обособленными от Рима и подчинить их своей власти. Многие монастыри и провинции доминиканцев прекратили деятельность или, в лучшем случае, выживали самостоятельно, как в Нидерландах и Испании. Генеральные капитулы не собирались на протяжении десятков лет. Постепенное возрождение орденской организации началось во второй трети XIX в., во Франции оно было связано с деятельностью Жана-Батиста Анри Лакордера (1802–1861 гг.), журналиста и политического деятеля, выступавшего с проповедями в парижском соборе Нотр-Дам. Его соратник Венсан Жандель, возглавлявший доминиканцев в 1850–1872 гг., стремился возродить в ордене строгую дисциплину и послушание. В Латинской Америке доминиканцы лишились десяти провинций, но после 1804 г. были созданы новые – в США и в Канаде (1911 г.), в Австралии и Новой Зеландии (1950 г.), Перу и Южной Африке. В начале XX в. были восстановлены некоторые старые провинции – Тевтония, Венгрия, Богемия. Продолжилась научная и образовательная деятельность ордена: стали выходить периодические издания, в 1890 г. была учреждена Библейская школа в Иерусалиме, в 1909 г. в Риме был основан коллегиум Ангеликум, в 1930 г. – доминиканский Институт истории. К ордену принадлежали два выдающихся историка-медиевиста – Генрих Денифле и Пьер Мандонне. Доминиканцы сыграли значительную роль в становлении и развитии неотомизма, начало которому было положено выходом энциклики «Aeterni Patris» (1879 г.) папы Римского Льва XIII (1878–1903 гг.). К ордену доминиканцев принадлежали ряд ведущих теологов католической церкви ХХ в., в том числе Ив Конгар и Мари-Доменик Шеню, активно участвовавшие в работе второго Ватиканского соборе. Между 1876 и 1966 гг. численность ордена возросла с 3,6 до примерно 10 тыс. членов. В настоящее время орден доминиканцев насчитывает 6137 монахов (из них 4514 священников) и имеет 619 общежитийных домов. Орден состоит из 42 провинций, двух вице-провинций и четырёх генерал-викариатов. С 2001 г. во главе доминиканцев находится генеральный магистр Карлос Аспирос Коста, последний генеральный капитул собирался в 2004 г. в Кракове. Ордену подчиняются также более 200 женских монастырей сестёр-доминиканок; существует ещё около 140 конгрегаций мирянок, они связаны с орденом и занимаются благотворительной деятельностью, число их доходит до 50 тыс. человек. Количество терциариев, светских братьев третьего ордена (в настоящее время он носит название «Движение доминиканцев-мирян»), оценивается примерно в 90 тыс. человек.

 



 
PR-CY.ru