ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 3

Буллой «Religiosam vitam» папы Римского Гонория III (1216–1227 гг.) от 22 декабря 1216 г. орден доминиканцев был утверждён «в уповании на то, что его братья станут борцами за веру и истинными светочами в мире». В папской булле, изданной 26 января 1217 г., за доминиканцами закреплялось наименование ордена проповедников. В том же году посланцы Доминика основали несколько центров ордена: в Риме, Болонье, Мадриде, Париже и Тулузе. 8 декабря 1219 г. папа Гонорий III издал грамоту, согласно которой всем католическим архиепископам и епископам предписывалось оказывать доминиканцам покровительство и поддержку. В мае 1220 г. в Болонье был созван первый генеральный капитул, составленный из делегатов провинций, или дефиниторов, уполномоченных рассматривать и проверять все дела ордена. Капитул избрал Доминика генеральным магистром доминиканцев, а также принял конституции, дополнившие устав ордена, – доминиканцы полностью отказывались от владения собственностью и принимали обязательство жить за счёт подаяний, став, таким образом, нищенствующим орденом. Генеральный капитул должен был собираться каждый год (впоследствии этот срок неоднократно менялся). В окончательном виде статуты ордена были оформлены третьим генеральным магистром, канонистом Раймундом Пеньяфортским, и утверждены на капитулах 1239–1241 гг. Организация ордена объединяла принципы выборности и централизации и считалась для своего времени образцовой; в середине XIII в. существовал проект учреждения на её основе особого доминиканского устава, который не был реализован. Согласно постановлению четвёртого Латеранского собора, при каждой епископской кафедре должен был преподавать магистр богословия, но квалифицированные кадры для выполнения постановления на тот момент отсутствовали. Создание ордена доминиканцев имело целью восполнить этот пробел и фактически полностью обновить систему церковного образования. С 1220 г. в каждом монастыре ордена были организованы школы под руководством доктора богословия, где велось обучение не только монахов, но и секулярного духовенства. Раз в две недели доктор проводил публичные диспуты, рассматривая «Quaestiones» («Вопросы») по избранной им теме Священного Писания, в толковании Библии ему помогали магистры и бакалавры, назначавшиеся провинциальными капитулами. Общий курс обучения занимал от шести до тринадцати лет. Главными учебными центрами стали так называемые studia generalia – высшие школы, прообраз университетских факультетов; первый из них был открыт при монастыре св. Иакова в Париже (поэтому доминиканцы здесь стали называться яковитами), а к 1229–1231 гг. ордену принадлежали две кафедры при Парижском университете. Основатель богословского коллегиума в Париже Робер де Сорбон, по имени которого впоследствии было дано название университету, также принадлежал к ордену доминиканцев. В XIII в. доминиканцы признавали только тех магистров и докторов богословия, которые получили учёную степень в Париже. При основании новых университетов на протяжении нескольких столетий богословские факультеты, как правило, создавались на базе существующих местных доминиканских школ.

 



 
PR-CY.ru