ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 11

Одна из первых миссий доминиканцев на территории Древней Руси была открыта в середине 1220 гг., в Киеве при правлении Киевского князя Владимира (Дмитрия) Рюриковича (1223–1235 гг.). В это время доминиканцы во главе с Гиакинфом (Гиацинтом, Яцеком) Польским временно управляли католической обителью Киева, основанной при церкви Пресвятой Девы Марии. Киевская ротонда, как полагают исследователи, благодаря деятельности ирландцев существовала в городе ещё со второй половины XII в. и была одним из приходских храмов для западноевропейских купцов, торговавших или постоянно проживавших в Киеве. В 1232 г. доминиканцы получили от папы Римского Григория IX (1227–1241 гг.) особые права относительно выдачи индульгенций. Однако уже в 1233 г., по данным польского хрониста Яна Длугоша, опиравшегося на несохранившийся источник, созданный в кругу его земляков, приор Мартин из Сандомира вместе с братией был изгнан из Киева за попытки обращения в католичество православного населения, на их возвращение Киевский князь Владимир Рюрикович наложил запрет. Согласно папской булле от 15 июня 1234 г., окормление проживавших в Киеве католиков перешло к сандомирскому духовенству. При этом папа Григорий IX «брал под свою опеку “concivibus latinis in Kiew”, которые подвергались преследованиям из-за их стараний распространить католическую веру». К моменту монгольского нашествия на территории Древней Руси и Восточной Европы доминиканцы активно действовали вместе с францисканцами, преобладавшими по численности на восточноевропейских землях и занявшими здесь, как показывает булла папы Римского Александра IV (1254–1261 гг.) от 1258 г., более привилегированное положение. Представители именно этих монашеских орденов, начиная с правления папы Римского Иннокентия IV (1243–1254 гг.), стали проводниками и руководителями дипломатических и разведывательных миссий папского престола на землях, подчинённых Монгольской империи. Первоначальными опорными пунктами для продвижения миссий доминиканцев на земли Древней Руси стали территории Венгрии и Польши. Польские короли поддерживали доминиканцев с целью расширения своего влияния в Галицко-Волынской Руси, также на землях половцев, кочевые объединения которых в домонгольское время контролировали территории от Нижней Волги до Дуная. Примером удачной деятельности среди этих кочевников южнорусских степей стала миссия Садока (ум. в 1260 г.), по происхождению поляка, которому ещё в 1221 г. на Соборе в Болонье было поручено проповедовать среди язычников, проживавших как в Венгрии, так и в Дешт-и-Кипчаке. Однако миссия Садока имела временный и локальный успех, т.к. нашествие Чингисидов уничтожило все его достижения. С начала 1230 гг. доминиканцы через своих агентов с Ближнего Востока, Кавказа, из Закавказья и Персии получали известия о движении к границам Восточной Европы монгольских войск. В 1236–1237 гг. южнорусские степи, Предкавказье и Владимирское великое княжество посетил венгерский доминиканец Юлиан, осуществлявший разведывательную и миссионерскую деятельность, а также пытавшийся вступить в переговоры с великим князем Владимирским Георгием (Юрием) Всеволодовичем относительно подчинения папскому престолу Русской церкви. Согласно отчёту Юлиана, хранящемуся в архиве Ватикана (Biblioteca Riccardiana), его собеседник накануне прихода монголов будто бы заявил о согласии на подчинение Риму, но, тем не менее, запретил Юлиану проповедовать среди мордовских и башкирских племён.

 



 
PR-CY.ru