ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 6

Почти одновременно с орденом братьев-проповедников была основана его женская ветвь. Сёстры-доминиканки приносили монашеские обеты и вели затворническую жизнь в обителях. Их устав был написан по образцу конституций ордена пятым генеральным магистром Гумбертом Римским и принят на генеральном капитуле 1259 г. в Валансьене. Монастыри доминиканок подчинялись руководству соответствующих провинций, но некоторые находились в юрисдикции местных епископов. В Средние века число женских монастырей достигало 50, большинство обителей относилось к провинции Тевтония. Вокруг доминиканцев группировались светские лица обоего пола, сочувствовавшие их целям и деятельности. Это привело к образованию третьей ветви доминиканцев – терциариев. По одной из версий, которую исследователи считают маловероятной, первоначально она носила название «Воинство Иисуса Христа»; во всяком случае, уже в 1220 гг. упоминается о «Братьях и сёстрах покаяния св. Доминика», устав которых был утверждён папской привилегией в 1286 г. После спада в XIV в. движение переживает новый расцвет в конце столетия, особенно в Италии, в эпоху Екатерины Сиенской, Раймонда Капуанского и проповедника Джованни Доминичи (1355–1419 гг.). Среди известных проповедников-доминиканцев этого периода особо выделяются генеральный магистр Иордан Саксонский, Иоанн из Виченцы, Джордано да Ривоальто, Вентурино да Бергамо и выдающиеся немецкие мистики Майстер Экхарт, Иоганн Таулер, Генрих Сузо. В качестве проповедников доминиканцы участвовали в пропаганде Крестовых походов, в том числе против непризнанного папой императора Людвига Баварского. Магистр Гумберт Римский составил трактат «De praedicatione crucis contra Saracenos» («О проповеди креста против сарацин»; около 1266/1268 гг.), где писал: «Мы обучаем народ, наставляем прелатов, учим разумных и неблагоразумных, монахов и священников, духовных лиц и мирян, благородных и крестьян, великих и малых». Доминиканцы были верными помощниками пап, исполняли роль легатов, нунциев и даже финансовых агентов, собирали деньги для Римского престола. Особое положение ордена в церкви приводило иногда к конфликтам доминиканцев с секулярным клиром; в частности, известны прения, вызванные растущей ролью и независимым положением доминиканцев и францисканцев в Парижском университете, – в середине XIII в. против них выступила партия во главе с ректором Вильгелмом из Сент-Амура; в конце века во Франции разгорелся спор по поводу права принимать исповедь у мирян священниками из нищенствующих орденов. Постепенно распространилась практика занятия епископских кафедр доминиканцами, несмотря на изначально отрицательное отношение к ней основателей орденов доминиканцев и францисканцев. Преемник Доминика, Иордан Саксонский, запретил членам ордена под страхом отлучения претендовать на епископский сан без разрешения папы, генерального капитула и магистра; тем не менее, к концу XV в. значительное число доминиканцев были архиепископами и епископами. Особой заслугой доминиканцев является вклад в развитие католической теологии и философии, прежде всего, связанный с именами двух членов ордена, Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского.

 



 
PR-CY.ru