ДОМИНИКАНЦЫ - Страница 4

Из ордена доминиканцев вышли преподаватели для других монашеских орденов и для школ, которые в соответствии с решением четвёртого Латеранского собора создавались при архиепископствах. При папском дворе эти функции выполняли lectores curii (преподаватели курии), после переезда пап в Авиньон (1309 г.) там была основана богословская школа во главе с магистром священного апостольского дворца. В 1248 г. были учреждены ещё четыре высшие школы – в Оксфорде, Кёльне, Болонье и Монпелье, к концу XIII в. – в Генуе, во Флоренции, в Неаполе, Тулузе, Барселоне и Саламанке. Первый год обучения в школе проходил в чтении глосс на Священное Писание, ещё два года студент-«сентенциарий» изучал «Сентенции» Петра Ломбардского и затем мог получить титул бакалавра. Профессора, назначавшиеся генеральным капитулом или генеральным магистром, дважды в год, во время Великого и Рождественского постов, выступали на тему, предложенную слушателями. Со временем круг предметов был дополнен за счёт семи «свободных искусств», а также натурфилософии, этики и метафизики. Миссионерская деятельность доминиканцев сделала необходимым изучение языков; первоначально речь шла о греческом, арабском и еврейском языках, которые преподавались в специальных школах многих провинций, в частности, в Испании и Тунисе. Идеал бедности и отречения от мира по мере развития ордена вступал в некоторое противоречие с поставленными перед ним задачами. Учёные занятия и преподавание требовали создания определённых условий: наличия библиотек, отдельных келий для монахов, отказа от физического труда, концентрации студентов и слушателей в учебных заведениях. Всё это могло обеспечиваться в крупных монастырях, расположенных в городах, чаще всего многонаселенных. Вместе с тем доминиканцы много путешествовали и не могли уделять достаточно времени богослужениям, поэтому уже в середине XIII в. Гумбертом Римским был создан особый богослужебный устав ордена. У доминиканцев возникла система диспенсаций, т.е. исключений из правил, позволявших обходить отдельные требования конституций. Монашеский статус членов ордена постепенно вытеснялся на второй план их проповедническими и учёными обязанностями. Несмотря на попытки усиления первого начала (учреждение обсерванций, т.е. монастырей строгого послушания, при Раймонде Капуанском в 1390 г., запрещение диспенсаций), доминиканцев даже перестали называть канониками, используя по отношению к ним понятие «клирики», т.е. духовные лица в широком смысле слова. Папство было заинтересовано в проповеднической и образовательной деятельности ордена, при Римских  папах Мартине V (1417–1431 гг.) и Сиксте IV (1471–1484 гг.) были приняты меры, фактически снимавшие с доминиканцев обет нищенства и позволившие им владеть недвижимостью и рентами. Проповедническая деятельность доминиканцев осуществлялась в рамках приоратов, на которые подразделялись провинции; территории приоратов, в свою очередь, делились между проповедниками (разрешение на проповедь давалось официально, после многолетней учёбы и экзамена). Проповеди первоначально часто читались в приходских церквах, но, поскольку это вызывало недовольство их настоятелей, центры проповеднической деятельности доминиканцев перемещались в монастырские храмы.

 



 
PR-CY.ru