ДИССИДЕНТЫ - Страница 12

Практические предложения архиерея были вполне конструктивными: прекращение незаконной регистрации треб и тех священнослужителей, кто совершают их в храмах, предоставление права епископам на свободное рукоположение иереев, обеспечение обязательной в соответствии с законодательством нейтральности позиции уполномоченных Совета в вопросах веры, прекращение закрытия храмов, увеличение тиражей выпуска духовной литературы, предоставление свободы духовенству в выборе места жительства и служения, недопущение оскорблений религиозных чувств в печати, избавление епископата от гнетущей опеки со стороны уполномоченных Совета. 17 декабря 1985 г. управляющий делами Московской Патриархии Таллинский и Эстонский митрополит Алексий (Ридигер, впоследствии патриарх Алексий II) направил письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачёву, в котором поставил вопрос о пересмотре законодательства о религиозных объединениях: «Вопросы морали и нравственности, здоровья и культуры нации, семьи и воспитания требуют объединения усилий государства и Церкви, равноправного союза, а не подчинения одного другому». Ответом властей стало отстранение митрополита Алексия от должности управляющего делами Московской патриархии. Члены Христианского комитета защиты прав верующих в СССР стремились к широкой международной огласке репрессивных акций против верующих. В задачи комитета входили сбор, изучение и распространение информации о положении верующих в СССР, консультационная помощь в случае нарушения их прав, составление апелляций в государственные инстанции, содействие совершенствованию религиозного законодательства. Комитет действовал в сотрудничестве с Московской Хельсинкской группой, другими правозащитными объединениями, неоднократно присоединяясь к их протестным выступлениям. Комитет выпускал машинописный бюллетень, который передавался через зарубежных журналистов для публикации на Западе: из 423 отосланных на Запад сообщений о нарушении прав верующих комитет подготовил только 64 документа. В основном, это были обращения по общим вопросам положения религий в СССР и в защиту арестованных диссидентов, адресованные правительственным органам СССР, международным организациям, мировым политическим и церковным деятелям (в том числе папе Римскому Иоанну Павлу II, главе Англиканской Церкви архиепископу Кентерберийскому Доналду Коггану, Константинопольскому патриарху Димитрию I), высшим иерархам РПЦ. Основатели комитета обращали особое внимание на то, что, поскольку на протяжении веков РПЦ являлась в России государственной церковью и несёт часть ответственности за притеснения неправославных верующих, члены комитета считают своей обязанностью во искупление этой вины всячески помогать представителям других вероисповеданий. С момента образования комитет воспринимался его основателями как межрелигиозный, переданные протестантами и католиками материалы составили более половины (226) всех его сообщений. При этом практически все неправославные конфессии имели собственные правозащитные организации и налаженные каналы передачи на Запад сведений о нарушении прав своих единоверцев.

 



 
PR-CY.ru