ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 11

Тогда он явится как «ангел бездны» (Откр. 9:11), как «зверь, выходящий из бездны» (Откр. 11:7), и в лице Антихриста, в которого вселится, проявит свою губительную энергию в высшей степени. Однако торжествовать он будет недолго; вместе с Антихристом он будет брошен «в озеро огненное» (Откр. 19:20). Его богоборчество окажется настолько очевидным, что исключит всякую необходимость присутствия на Страшном Суде для определения его дальнейшей участи. Дьявол и соблазнённые им ангелы, отвергнув Бога, тем самым отвергли вечную жизнь, заменив её существованием в смерти, которое есть не что иное, как вечные мучения. Отличительной особенностью учения св. отцов о злых духах является то, что основное внимание в этом учении обращается на борьбу человека с царством зла. Природа же этого царства, «естество» и «различие» злых сил при этом отступают на второй план, хотя при этом и не исключено, что о них, как замечает преподобный Антоний Великий, тоже можно говорить; однако «говорить о сём более прилично тем, кто выше нас, чем нам самим». Для этого нужно иметь дарование «различения духов» (ср.: 1 Кор. 12:10). Только при этом условии «можно… узнать, какие из них менее злы, а какие – более; о каком деле каждый из них имеет заботу, и как каждого из них можно низлагать и изгонять». В послании апостола Варнавы Сатана определяется как «начальник» «времени беззакония». Уже первые христиане твёрдо знали, что «не может… дьявол пересилить рабов Божьих, которые веруют в Господа от всего сердца. Дьявол может противоборствовать, но победить не может». Тем же, «которые не тверды в вере», необходимо проявлять в духовной жизни чрезвычайную осторожность, потому что «слабых» дьявол может погубить. Сатанинская тактика борьбы не отличается особой оригинальностью: «Противник Христа преследует и нападает только на стан Христа и Его воинов», ведущих с дьяволом войну. «Еретиков же, поверженных им однажды и сделавшихся его собственниками, – как замечает священномученик Киприан Карфагенский, – он презирает и обходит» стороной как уже достигших необходимых ему результатов. По мысли священномученика Петра Дамаскина, дьявол хотя и крайне опасен для человека, однако по причине собственной гордыни «сделался несмысленным и сам по себе не может знать, что должно делать». Поэтому свои злокозненные планы он строит исходя из планов Божественного домостроительства. Он «смотрит, что для нашего спасения делает Бог», после чего эти спасительные деяния «ухитряется» превратить в деяния губительные. Так, Еву, которая была сотворена Богом в качестве помощницы Адама (Быт. 2:18), «дьявол сделал… содействующей в преступлении и преслушании»; заповедь, данную Богом прародителям, «сделал… причиной преслушания и смерти»; пророкам противопоставил лжепророков, апостолам – лжеапостолов, закону – беззаконие... вместо праведности породил грех, а «вместо правильных догматов – гнусные ереси». Чрезвычайно важное предостережение относительно демонской изобретательности делает святитель Афанасий I Великий. Он указывает, что в целях обмана дьявол может использовать даже текст Священного Писания, вводя в заблуждение «простодушных» – тех, кто считают, что Божественное Откровение, содержащее истинное учение, никак не может служить «покровом», под которым дьявол распространяет «свой яд».

 



 
PR-CY.ru