ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 10

Однако он не прекращает ожесточённой борьбы как с Христом (Ин. 14:30), так и с Его последователями. Он просит сеять апостолов, «как пшеницу» (Лк. 22:31). «Как рыкающий лев», дьявол «ходит... ища кого поглотить» (1 Петр. 5:8); он имеет «державу смерти» (Евр. 2:14); христиан он «будет ввергать… в темницу» (Откр. 2:10). Апостолам, совершавшим дело евангельского благовествования, Сатана чинит всяческие препятствия (1 Фес. 2:18). Поэтому, объясняет апостол Павел, «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Однако «раскалённые стрелы лукавого» (Еф. 6:16) не должны наводить страх на христиан. Тёмные духи «трепещут» перед Богом (Иак. 2:19); насилие, которое они противопоставляют силе Божьей, на самом деле бессильно. Если человек проявит покорность Богу и противостанет дьяволу, тот тотчас «убежит» от него (Иак. 4:7). Являясь духами, тёмные силы не ограничены пространством, однако предпочитают находиться в полюбившихся им местах. Если ветхозаветные тексты называют такими местами преимущественно языческие капища, то в Новом Завете неоднократно говорится о вселении бесов в людей. При этом духи тьмы самих бесоодержимых иногда насильно загоняли в безжизненные и мрачные места, в пустыни и гробницы (Лк. 8:29; Мф. 8:28). Просьба послать их в стадо свиней, с которой они обратились к Иисусу Христу (Мф. 8:31; Лк. 8:32), может объясняться тем, что свиньи, согласно ветхозаветному закону, относились к животным нечистым. В «Откровении Иоанна Богослова» сообщается, что Вавилон за своё распутство «сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу» (18:2), а Пергам, в котором процветало язычество и велась жестокая борьба с христианством, стал городом, «где живёт Сатана», устроивший в нём свой «престол» (2:13). Активность, с какой Сатана действует в различные исторические периоды, зависит от того, насколько Бог попускает ему проявлять свою злую волю. Одержав победу над Адамом и Евой в начале истории (Быт. 3:1–7), враг человеческого рода превратился в «князя», по воле которого (Еф. 2:2) многие люди жили в течение всего ветхозаветного периода (Евр. 2:15). Они ходили «во тьме» и жили «в стране тени смертной» (Ис. 9:2). Будучи рабами дьявола, они стали «мёртвыми» из-за собственных грехов и преступлений (Еф. 2:1–2). И лишь с Боговоплощением появилась надежда на то, что «князь мира изгнан будет вон» (Ин. 12:31). Своими страданиями, смертью и воскресением Иисус Христос действительно побеждает дьявола и приобретает полную власть «на небе и на земле» (Мф. 28:18), и благодаря этой победе «князь мира сего осуждён» (Ин. 16:11) и связан в своих действиях (Откр. 20:1–3). Тысячелетний срок, на который «змий древний» был «скован» (Откр. 20:2), толкователи определяют как период от Боговоплощения до Второго пришествия Христова, когда свою злокозненность дьявол уже не может проявлять в полной мере. По истечении этого периода он будет освобождён «на малое время» (Откр. 20:3) и выступит не только как искуситель отдельных людей, но и как обольститель всего мира.

 



 
PR-CY.ru