ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 13

Естественно, не все обладающие вышеперечисленными способностями попадаются в эти ловушки, но лишь те, которые «знают себе цену» и оценивают присущие им качества не как дары, полученные ими от Бога, а как результат собственных усилий. Среди добродетелей, приобретаемых христианским подвижником, для искушения демоны чаще всего используют те, которые должны быть средствами для духовного совершенствования. Это, как отмечает преподобный Ефрем Сирин, отречение от мира, воздержание, безмолвие, нестяжательность и т.п. Если они превращаются у подвижника в самоцель или становятся предметом гордости, то тёмные силы без труда используют их в качестве ещё одной ловушки. В своей разрушительной работе демоны всегда прибегают к одному и тому же обману: толкая человека на грех, они рисуют в его представлении образ милосердного Бога, умаляя при этом величину самого преступления. Когда же оно уже совершено, оценки искусителя радикально меняются: Бог у него превращается в грозного Судию, а само преступление «до крайности» вырастает «в глазах того, кто его совершил». Таким образом, человек подготавливается искусителем к более страшному падению, каким является отчаяние. Демонология занимает значительное место в творениях святителя Иоанна Златоуста. Дьявол, замечает святитель, – наш «враг и неприятель», поэтому в целях безопасности о нём нужно знать как можно больше. Во-первых, христианину должно быть известно, почему дьявол при своём падении с неба не попал сразу в геенскую бездну, а оказался на земле. Ведь «Христос мог бы прогнать его», причём настолько далеко, что он уже не смог бы оказывать на человека никакого пагубного влияния. Иоанн Златоуст находит объяснение этому, на первый взгляд, странному факту в учении о Божественном Промысле, который всегда включает в процесс духовного роста человека фактор испытания его волеизъявления. То, что таким испытанием может оказаться дьявольское искушение, не является чем-то необычным. Об этом свидетельствует ветхозаветный пример из жизни Иова. Это же подтверждает и искушение дьяволом Самого Христа (Мф. 4:1). «Если те, которые подвергаются козням дьявола, будут бодрствовать, – пишет святитель Иоанн Златоуст, – то не только ничего не потеряют, но получат ещё большее богатство добродетели». В другом месте он добавляет: дьявола «Бог оставил здесь (на земле) для того, чтобы тебя сделать крепче». Борьба с дьяволом по существу оказывается борьбой с грехом, живущим в человеке. Именно это даёт святителю основание утверждать: «Победи только самого себя – и победишь козни дьявола». Поэтому христианский подвижник не должен воспринимать искушения, исходящие от тёмных сил, как искушения дополнительные, усложняющие или затрудняющие его духовное развитие. Если этому развитию со стороны сил зла наносится вред, то виноват в этом, прежде всего, сам христианин. То, что «не все могут преодолеть» эти искушения, ни в коей мере его не оправдывает. «Порочный, если и терпит вред, то потому, – замечает Иоанн Златоуст, – что его побеждает не враг, а его собственное нерадение, как это доказывается тем, что многие побеждают дьявола».

 



 
PR-CY.ru