ДЕМОНОЛОГИЯ - Страница 15

Излюбленный демонский приём – навязывать начинающему путь христианского совершенствования такие духовные упражнения, какие совершают лишь опытные подвижники. Они обучают его, ещё не имеющего дара рассуждения и духовной мудрости, толкованию Священного Писания. Такое «толкование» Иоанн Лествичник называет «бесовским богословием» и «богоборчеством». Преподобный Максим Исповедник усматривает пять причин, по которым Божественная педагогика попускает искушения злых сил. Во-первых, для того, чтобы «мы, будучи боримы и противоборствуя», научились отчётливо «отличать добродетель от греха». Во-вторых, чтобы победа, доставшаяся нам в борьбе с дьяволом с огромным трудом, помогала нам ценить добро и беречь его. В-третьих, для приобретения смирения, которое появляется при сопоставлении дьявольской разрушительной мощи со слабыми силами человека. В-четвёртых, для познания мерзости и пагубности греха, в результате чего возникает отвращение к нему. И, наконец, в-пятых, для того, чтобы мы никогда не забывали, что главным Помощником в этой борьбе является Бог. Преподобный Симеон Новый Богослов находит необходимым объяснить наименование «князь мира», усваиваемое дьяволу. Было бы богохульством, замечает он, полагать, что это наименование отражает безграничную власть дьявола над миром. «Да и как возможно, чтобы властвовал над миром тот, кто не имеет власти даже над свиньями?» Называется же он «князем мира» потому, что господствует над людьми, ставшими рабами «вещей мира сего». Борьба с тёмными силами настолько тяжела, что, по мысли преподобного Симеона, «быть сохранёнными от поражения оказывается не в нашей власти». Поэтому преподобный с большой похвалой отзывается о тех, кто, хотя и оказались тяжело израненными в духовной брани, однако не сдались врагу окончательно и продолжали борьбу. Таких подвижников он называет людьми «крайне великой души» и «мужества». В «Невидимой брани» преподобного Никодима Святогорца даётся обобщённое представление о действиях злых сил и о борьбе с ними. Значительное место в ней отведено описанию опасностей, подстерегающих молодого подвижника, лишившегося духовного руководства со стороны опытных наставников. Первое, о чём заботится враг человеческого рода, задавшийся целью совратить человека с пути христианской жизни, – чтобы никто не мешал ему в этом. Он старается уменьшить, а лучше всего совсем исключить помощь, оказываемую подвижнику более опытными духовными руководителями. У лишившегося такой опеки враг стремится вызвать ощущение подлинной свободы и духовной окрылённости.

 



 
PR-CY.ru