ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ - Страница 6

Общее количество демественных песнопений, выявленных в рукописях первой половины XVII в., также незначительно: часто употреблялось около десяти текстов, большинство из которых известно по рукописям второй половины XVI в. Из распетых заново текстов в практике закрепилось только два – песнопение из чина освящения церкви “Кто се есте Царь славы” и прокимен из чина венчания “Положил еси на главе”. Несмотря на появление в строчном стиле пения двухголосной партитурной записи, все известные списки демества вплоть до 1670 гг. продолжают бытовать в виде поголосных записей, количество голосов в которых колеблется от двух до четырёх. Начиная с 1670 гг. прослеживается достаточно устойчивая тенденция изложения многоголосным демеством песнопений Божественной литургии Иоанна Златоуста. Преобладающей в это время становится трёхголосная и четырёхголосная партитурная форма записи демественного пения, хотя до конца века встречаются и поголосные записи. Многоголосное демественное пение – вершина развития древнерусского певческого искусства. В XVII в. его культивирование было связано с высокопрофессиональной средой государевых, патриарших и архиерейских певчих дьяков; рядовым певчим этот стиль из-за его сложности был недоступен. Однако стремление украсить богослужение «самым прекрасным демественным пением» реализовалось в бытовании в рукописях XVII в. (особенно во второй половине) столпового демества, представляющего собой запись демественной партии многоголосия средствами общедоступной знаменной нотации. В такой форме записи демественное пение приобрело широкое распространение, хотя и сохранило весьма небольшую часть многоголосного репертуара. На рубеже XVII и XVIII вв. национальная традиция многоголосного пения резко обрывается, на смену ей с Запада приходит партесное пение, влияние которого оказалось столь велико, что даже память о русском безлинейном многоголосии была полностью утрачена. Небольшое количество нотных переводов многоголосного демества, сделанных в это время, не смогло изменить ситуацию. В XVIII в. столповое демество сохранялось в небольшом объёме в певческих рукописях старообрядцев. Благодаря им на рубеже XVIII и XIX вв. демественное пение начало возрождаться в монодийной традиции, стал обогащаться его репертуар, в певческую практику вновь вводилась демественная нотация, которая стала весьма весомым компонентом старообрядческой певческой культуры. В истории демественного пения начался последний, четвёртый период, продолжающийся до настоящего времени. Его отличительной чертой является наличие сотен экземпляров Демественников, воспроизводящих одну из строк демественного многоголосия – демество. Исследователи отмечают, что записи песнопений в старообрядческих Демественниках являются копиями с записей песнопений XVII в., новым было только введение степенных и указательных помет. Состав старообрядческих Демественников по сравнению с составом ранних рукописей значительно сокращён, большая часть их содержания – это праздничные песнопения, т.е. здесь наиболее ярко выявлена праздничная природа демественного пения.



 
PR-CY.ru