ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ - Страница 2

Демеством пели «”Господи помилуй” трижды демественную осенённую» на отпусте службы новому лету и “Блажен муж” в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Записи «Чина церковного...» не позволяют исследователям установить, каким было демественное пение в это время – одноголосным или многоголосным. Для них существенно то, что оба указания на демество относятся к неизменяемым песнопениям Обихода. Сведения «Чина церковного...» позволяют считать, что в 1530 гг. демество и пение с верхом нашли применение и закрепились в церковнопевческой практике. Немногочисленность указаний свидетельствует о начальном этапе развития этих явлений, время зарождения которых, по-видимому, можно отнести ко второй половине XV в. Анализ записей в певческих рукописях выявляет, что термины «демество», «верх» в совокупности с терминами «низ», «пут» («путь») в незначительном количестве появляются в конце XV – начале XVI в. Наиболее ранним памятником, в котором есть все вышеперечисленные термины, является рукопись конца XV – начала XVI в. В это время перечисленные термины в одних случаях помещаются непосредственно перед началом текста песнопения, в других – выносятся на поля рукописи. Термины могут сопровождать как нотированные, так и ненотированные тексты, могут использоваться в рукописях поодиночке и в различных комбинациях. В одиночном употреблении встречаются преимущественно «демество» и «пут», реже – «верх» и «низ», что связано с их смысловой неравнозначностью. Термины «демество» и «пут» служат обозначением новых для Древней Руси певческих стилей – демественного и путевого распевов, известных в ранний период в одноголосной, а в более позднее время в многоголосной формах записи. В начальный период бытования, в первую очередь, необходимо было записать основной голос многоголосия, таковым могли быть путь или демество. Термины «верх» и «низ» не означали певческих стилей – так называются специфические партии многоголосия, подчинённые пути или деместву (в рукописях эти термины могли появиться только при наличии многоголосия в той или иной форме записи). В рукописях первой половины XVI в. помимо одиночного встречается и совместное употребление терминов «демество – верх», «демество – пут» (наиболее часто такие сочетания терминов используются в псалме “На реце вавилонстеи”). Анализ записей псалма с пометами «демество» и «верх» показывает исследователям, что это были первые опыты фиксации демественного многоголосия, когда верх ещё не приобрёл статуса самостоятельного голоса и использовался в заключительной части песнопения в качестве верхнего подголоска. Вероятно, именно такой вид пения описан в «Чине церковном...» 1530 гг. В первой половине XVI в. наличие в певческой практике многоголосия обнаруживается, в основном, благодаря термину «верх», лишь в середине века появляются памятники, в которых также имеется вся совокупность терминов многоголосия. Так, в рукописи 1547–1564 гг., содержащей многолетия царю Иоанну IV Васильевичу Грозному и митрополиту Макарию, даны тексты “Честнейшей” с указаниями «демество», «верх», «низ», «поут».

 



 
PR-CY.ru