ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ

ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ – певческая традиция, возникшая в последней четверти XV в., одновременно с новой редакцией знаменного распева и с путевым распевом. Название данного стиля пения, зародившегося в среде великокняжеских и архиерейских певчих, вероятно, происходит от термина «доместик». Исходя из терминологического родства («красное петие»), а также из совпадения литургического и исторического контекстов, высказывалось предположение о связи демественного пения с византийским калофоническим пением. Изучение демественного пения в контексте церковнопевческой культуры русского Средневековья позволяет исследователям сказать, что между новыми певческими стилями на протяжении всей истории их бытования прослеживаются определённые иерархические взаимоотношения. Господствующей являлась новая редакция знаменного распева, другие певческие стили на протяжении истории их бытования занимали достаточно скромное место. Среди них по степени разработанности репертуара наиболее значимым был путевой распев, демественное пение характеризуется меньшей степенью распространённости, имеет весьма ограниченный репертуар. Оно было призвано украсить, выделить наиболее значимые в богослужении моменты, но не могло подменить новый знаменный распев, т.к. было неполным, не охватывающим весь круг песнопений. Первый период истории демественного пения охватывает последнюю четверть XV – первую половину XVI в. Первое свидетельство о нём содержится в Московском великокняжеском летописном своде 1479 г. В одной из его статей повествуется о том, что незадолго до смерти князь Димитрий Георгиевич Красный (1421–1440 гг.) «начат пети демеством “Господа пойте и превозносите Его во вся веки”» и другие песнопения. Действительно ли в эпоху Димитрия Красного употреблялось демественное пение, сейчас исследователям установить невозможно, однако они не сомневаются, что ко времени создания Московского летописного свода оно уже было известно в Московской Руси. Исследователь русской церковной музыки Иван Алексеевич Гарднер (1898–1984 гг.) предполагал, что князь пел один из голосов многоголосного песнопения, «который позже, будучи четвёртым голосом в четырёхголосной версии, назывался «демеством»», и, таким образом, зарождение традиции демественного пения связывал с многоголосием. Следующее свидетельство о демественном и многоголосном пении содержится в «Чине церковном архиепископа Великого Новгорода и Пскова», написанном в 1529–1533 гг. и являющемся составной частью Чиновника новгородского Софийского собора. Исходя из записей «Чина церковного...», исследователи говорят, что в 1530 гг. в Новгороде помимо пения «по обычаю», «по уставу», «по знамению» (т.е. знаменным распевом) изредка применялось демественное пение, а также пение с верхом.

 



 
PR-CY.ru