ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ - Страница 4

От знаменных песнопений демественные произведения отличаются тем, что столповые знамёна, которые применяются для их записи, не образуют устойчивых графических комбинаций – попевок, типичных для знаменных песнопений, т.е. запись осуществлена столповым дробным знаменем. Для конца XV – первой половины XVI в. это было явление новое, отсутствовавшее в первоначальную эпоху развития древнерусского церковного пения. В рамках знаменного распева такая запись применяется во внегласовых песнопениях Обихода, формирование которого приходится на первую половину XVI в. Набор графических средств и принципы их употребления в песнопениях демества отличаются от таковых в песнопениях знаменных. Здесь постоянно используются наиболее сложные по графике и распеву стрелы, часто встречаются небольшие тайнозамкненные обороты, имеющие в переводах пунктирную ритмику. Кроме того, в ранних списках демества встречаются знаки, имевшиеся в старой знаменной нотации, но вышедшие из употребления к концу XV в. К другим особенностям записи исследователи относят развитую внутрислоговую распевность, а также выполненный киноварью или чернилами знак Ý, не свойственный записям знаменного распева. Таким образом, исходя из материала рукописей первой половины XVI в., они делают предположение, что демественное пение изначально зарождалось как многоголосное и имело две разновидности записи, которым соответствовали две формы певческой реализации – последовательное (поголосное) изложение четырёх партий и запись основного демественного голоса, к которому в конце песнопения присоединялся фрагментарный подголосок, не только верх, упомянутый в Чиновнике, но и путь или низ. Наиболее ранние записи демественного многоголосия выявлены преимущественно в новгородских рукописях. Принимая во внимание новгородское происхождение «Чина церковного...», исследователи признают, что первенство во введении многоголосного пения в церковнопевческий обиход Русской церкви принадлежит новгородским мастерам пения. Второй период бытования демественного пения начался в середине XVI в. Основополагающим для этого периода явилось изобретение новой певческой нотации, которой стали фиксировать как монодийные записи демества и пути, так и многоголосные образцы этих распевов. Применительно к записям многоголосия нотация именовалась казанской, при использовании в записях монодии путевого и демественного распевов – соответственно путевой или демественной нотации. Не сохранилось исторических документов от периода второй половины XVI – начала XVII в., упоминающих о демественном пении, поэтому основным источником информации становятся певческие рукописи.

 



 
PR-CY.ru