ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ - Страница 3

Тексты “Честнейшей” не имеют невменной записи, но они, несомненно, были подготовлены к распеванию, о чём свидетельствуют достаточно широкие пробелы между строками, отсутствие обычных для текстовых записей сокращений и титл, пробелы после гласных букв, отражающие имеющиеся в мелодии внутрислоговые распевы, знак Ý – специфический признак путевого и демественного распевов. Аналогичное явление наблюдается и в рукописи середины XVI в. Здесь также даны тексты “Честнейшей” под общим подзаголовком «Честнейшая разная», содержащие термины «демество», «низ», «верх», «пут». От начала XVI в. и до 1570 гг. обнаружено незначительное количество песнопений, имеющих термины многоголосия (около 20), при этом только один текст (“На реце вавилонстеи”) фиксируется достаточно часто, остальные известны по одному-двум спискам. Термины многоголосия относятся, в основном, к песнопениям без обозначения гласа, озаглавленным как «демественные». В рукописях указанного времени не найдено гласовых песнопений с ремаркой «верх», упоминание о которых имеется в Чиновнике 1530 гг. В этот ранний период многоголосие записывалось в двух формах, которые отражали, по-видимому, разные способы многоголосного пения. Первая форма характеризуется наличием указания «верх», реже – «пут», «низ», одно из которых расположено в конце песнопения. Разновидностью описываемой формы являются случаи, когда эти термины употреблены в рукописях только перед краткими текстовыми фрагментами, а полные тексты соответствующих песнопений отсутствуют. Так, в рукописи 1540 гг., имеющей новгородское происхождение, даны следующие указания: «Влад(ы)ка демественое пут» перед фрагментом текста “Воскресе яко победителе”; «Демествоное пэн(ь)е верх конец» перед текстами “Положило еси”, “Входа Твоего в церкове”, “Церкове”; «верх» перед “Тричисленые отроцы”. Во второй форме записи многоголосия разные тексты выписаны в рукописи один за другим и сопровождены терминами «демество», «верх», «пут», «низ», но эта форма менее распространена. Самый ранний её образец относится к рубежу XV и XVI вв., ещё два найдено в рукописях середины XVI в. Во всех случаях невменная запись отсутствует, но полностью выписанные тексты, подготовленные к распеванию, свидетельствуют, что здесь подголосок использовался на протяжении всего песнопения. Возможно, запись подголосков не могла быть осуществлена средствами знаменной нотации, либо писец не был в состоянии сделать это. Наличие в обеих формах записи всех терминов многоголосия позволяет предполагать, что уже в этот ранний период существовало представление о трёхголосном и четырёхголосном пении. Полная запись этого пения обнаружена в рукописях 1570 гг., относящихся к новому периоду развития демественного многоголосия. Все ранние записи многоголосия выявлены в певческих книгах знаменного распева. Записаны они столповыми знамёнами, т.к. нотация, применявшаяся впоследствии для их фиксации, ещё не была изобретена.

 



 
PR-CY.ru