ДЕМЕСТВЕННОЕ ПЕНИЕ - Страница 5

В них обнаружены известные по раннему периоду образцы столпового демества, а также записи, выполненные новой знаковой системой, помещённых, как правило, в певческих рукописях путевой нотации, в которых с 1570 гг. фиксировался огромный репертуар путевого распева. В рукописях второй половины XVI в. демественные песнопения встречаются немного чаще, чем в предыдущий период, расширяется их репертуар. С середины века появился и стал наиболее показательным для многоголосного демества жанр многолетий, представленный значительным количеством списков, реже встречается “Вечная память”; продолжает бытование псалом “На реце вавилонстеи”. В конце века репертуар обогатился задостойниками на Пасху, Вознесение и Пятидесятницу: “Светися, светися, новый Иеросалиме”, “Тя паче ума и словесе”, “Радуйся, радуйся, Царице”. В середине XVI в. появился чин пещного действа. Наиболее ранние образцы многоголосия, записанные новой знаковой системой, найдены и опубликованы Николаем Дмитриевичем Успенским (1900–1987 гг.). Это два демественных песнопения из путевой рукописи 1570 гг. XVI в.: четырёхголосное многолетие царю и великому князю Иоанну Васильевичу и четырёхголосная «Вечная память» преподобному Сергию Радонежскому. Тексты песнопений повторены в рукописи соответственно по три и по четыре раза и сопровождены терминами «поут», «верхъ», «демес(тво)» в трёхголосии и «демес(тво)», «пут», «верх», «низ» в четырёхголосии. С этого времени и до 1620 гг. новая форма изложения и записи стала преобладающей. В рукописях изредка встречается поголосная запись многоголосия, фиксированная дробным столповым знаменем, а также аналогичные по записи песнопения с фрагментарным использованием верха. Наличие в рукописях второй половины XVI в. разных форм фиксации демества, включая ненотированные тексты, свидетельствует о периоде становления, поисках наиболее оптимальной формы записи. Результаты этой работы обнаруживаются уже в рукописных памятниках в начале XVII в., в которых отразился третий, высший с точки зрения широты, разработанности и распространённости репертуара, период бытования демественного пения. Его особенностью является наличие рукописей, состав которых целиком образован песнопениями многоголосного демества, которым изложены преимущественно внегласовые тексты служб великой вечерни, утрени и Божественной литургии. Исследователи отмечают, что количество книг, фиксирующих демественное пение, незначительно, для XVII в. удалось выявить шесть книг. На основании этого они заключают, что особого распространения в певческой практике демественное многоголосие не имело. Высказанное положение подтверждается и анализом репертуара демественного пения, бытующего в составе как одноголосных путевых рукописей, так и рукописей строчного многоголосия.

 



 
PR-CY.ru