ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ - Страница 26

Однако рассказ о мучительной гибели невинных детей ни на минуту не заставляет Данте усомниться в божественной справедливости и возможности мировой гармонии. Цельность натуры (а также языка и стиля) Данте во многом обусловлена тем, что наука не подтачивала его веру, объединяющую Данте с родным ему народом. Пиза была заклятым врагом Флоренции. Пробуждающаяся гуманность укреплялась в создателе «Комедии» его политической тенденциозностью. Политическая тема переходит из «Ада» в «Чистилище», идейно и стилистически во многом близкое «Пиру». Грешники в «Чистилище» уже не так гротесково-комически безобразны, как в «Аду». В чертах некоторых из них видна благородная красота. Вот, к примеру, портрет отлучённого от церкви Манфреда: «Он русый был, красивый, взором светел». Меняются пейзажи. Описание земного рая поможет потом автору «Декамерона» создавать картины радостной, по-ренессансному идилличной природы. Чем ближе к Богу, тем ослепительней краски и мелодичнее стих. В «Рае» пластику «Ада» сменяет сочетание света и музыки. «Души поют песни, лишённые содержания, это сплошная волна света, мелодии и голосов, увлекающая за собой». Де Санктис цитирует начало XXVII песни «Рая» и замечает: «Это всемирная гармония, гимн созиданию. Свет, преодолевая телесную непроницаемость и смешивая свои лучи, выражает и вовне это взаимопроникновение душ». Стремление к слиянию с Богом в мировой гармонии влияло также на лексику. Оно не только очищало язык «Комедии» от вульгаризмов и неблагозвучных диалектизмов, но и порождало смелые неологизмы; некоторые из них вошли в словарный фонд итальянского литературного языка. Стремление к абсолютной гармонии получило в «Божественной Комедии» художественную реализацию. В этом смысле она – уникальное произведение в истории европейской литературы. Теперь не верят так в трансцендентного Бога, как верил в него Данте, но нельзя игнорировать органического единства общенародного языка и «прекрасного стиля» его поэмы, которая и поныне способна оказывать облагораживающее воздействие на человечество, приобщая его к высшим духовным ценностям. Несмотря на все различия слога и цвета, которым окрашены «Ад», «Чистилище» и «Рай», единство художественного стиля сохраняется на протяжении всех трёх кантик. Если в «Аду», по-средневековому комическом, встречаются элементы трагического «стильновизма», то в «Чистилище» и даже в «Рае» присутствуют черты, восходящие к приёмам и лексике комического стиля. В речи Данте («Чистилище»), обращённой к Италии, звучит слово, типичное для лексики Рустико и Чекко Анджольери. А в «Раю» покрасневший от злости св. Пётр обрушивается на папу Бонифация с такой темпераментной бранью, что её интонации сразу же возвращают читателя на землю.

 



 
PR-CY.ru