АСКЕТИЗМ - Страница 22

Внимание, бодренность и трезвение – это три «внутренних делания», которыми совершается «самособрание» и действует «внутрь-пребывание». Вслед за деланиями душевными должны направляться внутрь и телесные: за вниманием обращения внутрь очей, за бодренностью – напряжение мускулов во всём теле «в направлениях к персям», за трезвением – оттеснение расслабляющих движений, подавление услаждения и покоя плоти. Феофан подчёркивает отличие «внутрь-пребывания» и собирания от углубления при размышлении: последнее исходит только от ума, не затрагивая другие силы, и остаётся в голове. «Внутрь-пребывание» является «условием истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно-духовной жизни». Вступивший внутрь себя видит иной мир, «делание» состоит здесь в том, чтобы со всевозможным напряжением вставлять себя в строй (стояние в мире духовном) в отношении вседержительства, всезрительства Божия, домостроительства спасения. Перечисляя упражнения, какие Сам Бог в Священном Писании указал как средства к возвращению человеком потерянной чистоты и целости (пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания, причащение, обеты и др.), Феофан подчёркивает, что все эти подвиги будут лишь упражнениями, если «благодать не пройдёт через них». «Вступая в подвиг, – наставляет Феофан, – не на нём останавливай внимание и сердце, но минуй его, как нечто стороннее, – разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным себя Богу преданием». Когда ум видит строение мира духовного, сердце ощущает сладость и издаёт теплоту. Это «соуслаждение духовному есть первый признак оживления умершей души от греха». Сердце оживляется в чувствах своих преимущественно молитвой. Феофан выделяет три степени молитвы: 1) молитва телесная, делательная, – в чтении, стоянии, поклонах («внимание отбегает, сердце не чувствует, охоты нет: тут – терпение, труд, пот»); 2) молитва внимательная («ум привыкает собираться», «внимание срастворяется со словом писанным и говорит как своё»); 3) молитва чувств – «кто перешёл к чувству, тот без слова молится, ибо Бог есть Бог сердца». Когда достигнуто молитвенное чувство, «прекрати всякое другое делание и стой в нём», советует святитель, поскольку, как говорит Иоанн Лествичник, «Ангел Хранитель наш молится с нами». Молитва – это устремление ума и сердца к Богу. Когда подвижник «утвердился внутрь» и обратил всю свою силу на дела самоисправления, очищения себя от страстей, на Богоугодные дела, когда эта работа поглощает всё его внимание, все его труды, всё его время, тогда перед ним открывается главная цель – тяготение к Богу.

 



 
PR-CY.ru