АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 5

При жизни святителя Амвросия медиоланское богослужение суточного круга (в западной терминологии – оффиций) состояло из утреннего и вечернего псалмопения, также был распространён обычай келейной ночной молитвы. Нововведения Амвросия, продиктованные необходимостью противостоять арианам, касались, cудя по свидетельству его секретаря диакона Павлина Миланского и Августина Блаженного, учреждения продолжительных служб (vigiliae – бдений) и пения гимнов и антифонов или псалмов «по обычаю восточных стран». Августин пишет, что эти обычаи в дальнейшем распространились повсюду. Амвросий, говоря об этих ночных службах, упоминает чтения из библейских книг Иова и Ионы, пение и проповедь (Ep. 20:13–25). О последовании (cursus), которое Амвросий составил в противовес еретическому чину, сообщается и в кратком трактате середины VIII в., посвящённом чинам богослужения суточного круга «Ratio de сursus qui fuerunt ex auctores» («Трактат о службах, бывших от отцов»). Согласно печатным изданиям литургических книг, амвросианский оффиций состоял из следующих служб: matutinae (букв. – утреня, служба соответствует той части византийской утрени, которая включает шестопсалмие и кафизмы), Laudes (букв. – Хвалы, служба соответствует заключительной части византийской утрени), первого, третьего, шестого и девятого часов (лат. horae minores – малые часы), вечерни (vesperae) и повечерия (completorium). Основой служб были псалмы и библейские песни (cantica), помимо этого службы включали в себя молитвы, чтения Священного Писания и Житий святых, песнопения. Основные певческие жанры служб оффиция амвросианского обряда – гимн, антифон и респонсарий. Среди гимнов есть творения, написанные или приписываемые Амвросию, Пруденцию, епископу Венанцию Фортунату, папе Григорию I Великому, и множество анонимных. На matutinae пели песнь вавилонских отроков (Дан. 3). Каждым будним днём двухнедельного цикла читали одну из десяти декурий (decuria), на которые делились Пс. 1–108, каждая декурия, в свою очередь, состояла из трёх ноктурн. По воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период эти псалмы заменялись песнями пророков Исаии, Анны, Ионы, в зимнее время – Аввакума (Ис. 26, 1 Цар. 2, Иона 2, Авв. 3). На Laudes пели песнь Захарии (Лк. 14) или пророка Моисея (Втор. 32), песнь Исхода (Исх. 15), Пс. 148–150 (Хвалитные псалмы, лат. Laudes – отсюда название службы). Кроме того, ежедневно читался Пс. 50 (по воскресеньям – вторая часть песни вавилонских отроков из Дан. 3, по субботам – Пс. 117) и в зависимости от дня недели – дневной псалом (psalmus directus: Пс. 112, 53, 66, 69, 113, 142, 89). На этой службе также читались «четыре стиха псалма» (psalmi quattuor versus): в обычное время года их брали из Пс. 5, 62, 66, 83, 87, 88, 107, в Великий пост – из Пс. 98 (по субботам), из Пс. 58, 62, 69 и 101 (по воскресеньям). Псалмы 50 и 148–150 являются неотъемлемой частью утрени в большинстве как восточной, так и западной литургических традиций. На малых часах читали разделённый на строфы Пс. 118. Кроме того, в состав первого и третьего часов входили Пс. 50, шестого – Пс. 53, девятого – Пс 85 (кроме Великого поста, когда использовался Пс. 50).

 



 
PR-CY.ru