АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 2

Из сохранившихся ранних амвросианских литургических рукописей основные датируются IX–XII вв. Сакраментарий содержал молитвы, библейские чтения, ординарий и канон мессы, а также последования таинств и треб. В Мануале находились изменяемые части оффиция и мессы (кроме библейских, агиографических и святоотеческих чтений), а часто и некоторые требы. Псалтирь, содержавшая также библейские песни, иногда включалась в Мануал. Антифонарий представлял собой нотированный Мануал. Ритуал содержал последования таинств (кроме евхаристии) и треб; чины архиерейского богослужения встречались в отдельных рукописях. Календарь и Церемониал (Ординал) совмещены в сочинении смотрителя Медиоланского собора Берольда (начало XII в.), составившего описание церковного года и чинопоследований. От XI–XVI вв. сохранились свидетельства о распространении амвросианского обряда за пределами Медиоланской области: в 1132–1134 гг. каноники из Ратисбоны (современный Регенсбург, Германия) Павел и Гебегард вели переписку с Мартином, хранителем сокровищницы медиоланского собора, а также с архиепископом Ансельмом о предоставлении им для совершения богослужения копий амвросианских книг; в XIV в. император Карл IV ввёл амвросианский обряд в церкви св. Амвросия в Праге; в конце XVI в. некоторые черты амвросианского обряда присутствовали в богослужении Капуи и Аугсбурга. В то же время Рим предпринимал попытки запретить амвросианский обряд. В настоящий момент достоверность сведений о попытках упразднить амвросианский обряд, предпринимавшихся при папах Николае II и Григории VII (вторая половина XI в.), Евгении IV (по инициативе папского легата кардинала Бранда да Кастильоне, первая половина XV в.), подвергается сомнению, однако факт борьбы пап Евгения III и Анастасия IV с амвросианским обрядом подтверждается их буллами 1145 и 1153 гг. настоятелю церкви св. Фёклы в Милане. В XI–XV вв. литургические книги амвросианского обряда становились всё более разнородными. Этому способствовало плохое сообщение между городами, располагавшимися по разные стороны Альп, где использовался амвросианский обряд, а также отсутствие общепринятого канонического корпуса текстов обряда. Архиепископ Франческо II Пиккольпассо в 1440 г. издал первый указ об унификации амвросианского календаря, с возникновением книгопечатания этот процесс ускорился: инкунабулы амвросианских Миссала (1475 и 1482 гг.) и Бревиария (1475 г.) появились при кардинале Стефано Нардини. Следующий этап унификации амвросианского обряда начался после Тридентского собора (1545 г.), когда папа Пий V объявил римский Бревиарий 1568 г. и Миссал 1570 г. обязательными для всей католической церкви, за исключением тех епископств, чьи богослужебные традиции существовали не менее двух столетий. Миланский кардинал Карло Борромео, руководствуясь желанием сохранить амвросианский обряд и вернуть ему первоначальный вид, создал комиссию для ревизии богослужебных книг. Результатом этой работы стало появление официальных изданий амвросианских календаря (1567 г.), Бревиария (1582 г.), Ритуала (1589 г.) и Миссала (1594 г.). В двух последних изданиях, вышедших уже после смерти Карло Борромео, комиссия отступила от принципа максимального сохранения особенностей амвросианского обряда: по догматическим соображениям амвросианский чин таинства елеосвящения был заменён римским.

 



 
PR-CY.ru