АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД

АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД (лат. ritus ambrosianus; медиоланский обряд, лат. ritus mediolanensis) – одна из основных западных богослужебных традиций, возникшая и существовавшая в древней Медиоланской церкви, в настоящее время распространённая более чем в тысяче приходов католического архиепископства Милана, а также в ряде (до 100) приходов диоцезов Бергамо, Павии и Лугано. Назван по имени Медиоланского епископа Амвросия (374–397 гг.). Валафрид Страбон (ум. в 849 г.) в сочинении «О церковных делах» писал, что Амвросий «установил порядок мессы и других служб для своей церкви и для других Лигурийских (церквей), который всё ещё соблюдается в Медиоланской церкви». Первые сведения об амвросианском обряде содержатся в сочинениях святителя Амвросия. Его описание таинства крещения совпадает с текстом литургических рукописей амвросианского обряда IX–X вв. Сведения об амвросианском обряде содержатся в проповедях Гауденция из Брешии (начало V в.), Петра Хрисолога, епископа Равенны (ум. в 450 г.), и епископа Максима Туринского (ум. в 465 г.), а также в приписываемом ему «Трактате о крещении». Нашествие лангобардов повлекло за собой вынужденное удаление Медиоланских епископов в Геную (569–649 гг.). Луи Дюшен и П. Леже относили к этому периоду введение в медиоланское богослужение римской анафоры. Но Анджело Пареди вслед за У.Л. Кеннеди считал, что римское влияние ограничилось только добавлением около 570 г. в анафору амвросианского обряда молитв «Communicantes» (лат. – «Имея общение») в начале канона (неизменяемой части анафоры) и «Nobis quoque» («И нам») в конце его. Источниками по истории амвросианского обряда этого периода являются анонимная «Поэма о городе Медиолане» (середина VII в.), «Изъяснение утренней службы», приписываемое Медиоланскому епископу Феодору II (732–746 гг.), «Книга о крещении» епископа Одельберта Медиоланского (805–812 гг.) и др. Для VIII–X вв. (каролингского периода) характерно дальнейшее усиление римского влияния и систематизация амвросианского обряда. Ландульф Старший (XI в.) в «Медиоланской истории» приписывает императору Карлу Великому (ум. в 814 г.) попытку упразднить амвросианский обряд путём уничтожения или «изгнания» из Милана всех традиционных богослужебных книг. Однако в анонимной поэме, написанной в монастыре Монте-Кассино, упомянуто, что император Карл Великий лишь ограничил область применения амвросианского обряда Медиоланским диоцезом, Валафрид Страбон об этом инциденте вовсе умалчивает. К концу VIII в. в амвросианском Сакраментарии были унифицированы тексты молитв литургии, в календарь введены формуляры новых праздников, заимствованных из Сакраментария Геласия (VII–VIII вв.). Позднее дважды была проведена ревизия оффиция (последований служб суточного круга): первый раз под влиянием богослужения византийского обряда, во второй – богослужения бенедиктинцев (Schneider), о чём свидетельствует наличие разных версий перевода псалмов в составе мессы (используется «Vetus Latina») и оффиция (используется так называемая Старая Римская Псалтирь – вариант «Vetus Latina», исправленный Иеронимом Стридонским по греческому тексту Гекзапл Оригена). В это время также появились амвросианские монашеские литургические кодексы, что говорит о росте влияния монастырских обычаев на амвросианский обряд.

 



 
PR-CY.ru