АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 7

Литургическим началом Великого поста первоначально считался понедельник его первой седмицы, со второй половины XVI в. – «Воскресенье в начале Четыредесятницы» («Dominica in capite Quadragesimae»), началом пощения оставался понедельник. Пепельная среда (начало Великого поста римского обряда) не отмечалась. На время поста в храме накрывались столбы св. престола, по пятницам не совершались мессы (что соответствует традиции восточных обрядов, большинство которых запрещает совершение евхаристии в будние дни поста). Отменялось празднование памятей святых в будние дни поста, как в первоначальной византийской традиции. Названия воскресений поста – «О самаритянке» («De samaritana»), «Об Аврааме» («De Abraham»), «О слепом» («De caeco»), «О Лазаре» («De Lazaro») – связаны с содержанием евангельских чтений этих дней, что напоминает византийскую традицию. Служба Вербного воскресенья (именовавшегося In ramis palmarum или Dominica olivarum) в древности начиналась в церкви св. Лаврентия. Богослужение Страстной седмицы сохраняло множество особенностей амвросианского обряда по сравнению с римским. В Великую пятницу не совершалась литургия преждеосвящённых Даров; месса Великой субботы начиналась с троекратной аккламации предстоятеля «Христос Господь воскрес» («Christus Dominis resurrexit») и ответа народа «Благодарение Богу» («Deo gratias»). К Пасхе было приурочено крещение оглашенных, о чём свидетельствуют некоторые термины: суббота перед Вербным воскресеньем называлась субботой «вручения символа» («in traditione symboli»), дни Пасхальной недели – «в белых одеждах» («in albis»), первое воскресенье после Пасхи – воскресеньем «после снятия белых одежд» («in albis depositis»), на Пасху и ежедневно в пасхальную седмицу могли совершаться дополнительные мессы «О крещаемых в зимней церкви». Цикл Пятидесятницы отличался праздничным характером служб. Триденствие литаний (triduum litaniarum – три дня, в каждый из которых пелись соответственно прошения: апостолам и мученикам, святым медиоланского календаря, святым жёнам), введённое в Медиолане по примеру Рима при епископе Лазаре (438–451 гг.), приходилось на понедельник, вторник и среду после, а не до (как в Риме) праздника Вознесения Господня. Воскресений после Пятидесятницы могло быть до 15, после 29 августа следуют четыре или пять воскресений после праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя (post Decollationem), затем – три «воскресенья октября», последнее из которых праздновалось как Освящение Большой церкви в память о восстановлении медиоланского собора, как полагают исследователи, в 452 г., после нашествия Аттилы; далее до Адвента отсчёт воскресений шёл от этого дня. В календаре амвросианского обряда отмечалось много дней памятей меcтных святых. Из праздников римского календаря времени Великого поста (с конца февраля по начало апреля) присутствовали только Благовещение и память св. Иосифа (хотя их формуляры месс помещались в книгах под другими числами), остальные перенесены. Существовали разделения праздников и будней на семь или четыре класса. Суббота в отличие от римской традиции считалась праздничным днём, как в восточных обрядах.

 



 
PR-CY.ru