АМВРОСИАНСКИЙ ОБРЯД - Страница 6

Вечерня начиналась с psalmus lucernaris (букв. – псалом при светильниках, иначе lucernarium, ср. одно из греческих названий вечерни – светильники); обряд возжжения вечернего света – одна из древних черт кафедральной вечерни во многих восточных традициях. Далее читались пять псалмов из числа Пс. 109–117, 119–132, 134, 136–141, 143–147, распределённые по дням недели, пелась песнь Богородицы (Лк. 1). В конце вечерни читались «четыре стиха псалма» из Пс. 8, 14, 30, 36, 76 и 91 (кроме воскресений). Повечерие, как и Laudes, состояло из шести псалмов: Пс. 4; 30:1–7; 90; 132; 133 и 116, песни праведного Симеона Богоприимца и чина покаяния (ср. с чином прощения в конце византийского повечерия). В целом порядок служб оффиция соответствовал западной (в первую очередь, римской) монашеской практике, за исключением некоторых частей, сохранявших следы древнего кафедрального богослужения часов. Особенности литургического года амвросианского обряда тесно связаны с тем, что в Медиолане было две соборные базилики, отдельный баптистерий, церковь св. Лаврентия, часовня Святого Креста и другие храмы, что, как и в других городах со священной топографией, предполагало стациональное (связанное с определёнными храмами и местами города) богослужение. Во времена Амвросия древней или малой (vetus, minor) называли базилику, находившуюся, как полагают исследователи, на месте современного готического собора (il Duomo) в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а новой (nova) – базилику в честь св. Фёклы, построенную около 350 г. неподалёку от первой. Впоследствии Большой (maior) или летней (aestiva) церковью стал называться собор в честь Пресвятой Богородицы, а наименование зимней (hiemalis) или Малой (minor), вероятно, перешло к церкви св. Фёклы, что подтверждается уже ранними Сакраментариями. По Берольду, в XII в. от Пасхи до праздника Освящения Большой церкви богослужение совершалось в ней, в остальное время – в Малой церкви. По большим праздникам предписывалось служить две мессы, по одной в каждом из соборов. В 1540 гг. церковь св. Фёклы была разрушена (её остатки изучены археологами в середины XX в.). Начало года, как и в других западных обрядах, приходилось на первое воскресенье Адвента. В амвросианском обряде последнее наступало после дня св. Мартина (11 ноября), т.е. Адвент продолжался на две недели больше, чем в римской традиции. В шестое (последнее) воскресенье Адвента праздновалось Благовещение Пресвятой Богородицы. В последние дни перед Рождеством (feriae de exceptato), число которых изменялось от двух до семи, не считая навечерия, звучали особые псалмы и антифоны. С XI в. известен обычай благословения жилищ в Рождество Христово. На следующий день после Богоявления отмечался установленный архиепископом Федерико Борромео в 1625 г. праздник Christophoria – Возвращение св. Семейства из Египта. Во второе воскресенье после Богоявления совершался праздник Имени Иисусова. Число воскресений после Богоявления могло доходить до шести (как и в римском обряде). Три следующих воскресенья (Septuagesima, Sexagesima, Quinquagesima) были подготовительными к Великому посту.

 



 
PR-CY.ru